Orthodoxy and modernity. Digital Library

Архиепископ Афанасий, Май 1958 года.

Пасхальное приветствие, 1962 г.

Христос Воскресе!

Никакое другое приветствие не может вызвать большую радость в верующем сердце православного христианина, чем это краткое приветствие, которым мы приветствуем друг друга в величайший наш праздник Пасхи Христовой. Другого приветствия, более радующего, нет и не было с тех пор, как живёт на земле человек. Это приветствие говорит нам о том, что смерти нет, что после земной жизни человека наступает для него новая вечная жизнь, что могилы лишь на время скрывают от нас наших близких и знакомых, что наступит час воли Божией, когда все мёртвые, как один человек, оживут, восстанут и будут жить новой жизнью, но уже не имеющей конца. Это приветствие говорит о том, что хотя в условиях нашей жизни грех, неправда, злоба могут торжествовать, но в промыслительном плане Божием в конечном итоге восторжествует добро и правда и водворится навеки не зло, а любовь. И что же может быть радостнее сего? Эта всеобщая радость прекрасно выражена в пасхальном всеобщем церковном песнопении: "Небеса убо достойно веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир видимый же весь и не видимый. Христос бо воста, веселие вечное".

Этой пасхальной радости приобщаемся и мы, грешные, в сей Праздников праздник и торжество торжеств. По собственному опыту мы знаем, что каждый верующий, особенно в Пасхальную ночь, переживает особый духовный подъём, необыкновенный душевный восторг, который захватывает не только постившихся, но и не постившихся, не только верующих, но и духовно опустившихся и равнодушных к вере и Церкви. Даже таких людей влечёт в Пасхальную ночь в храм Божий с его огнями, с его торжествующим, не умолкающим "Христос Воскресе!" Всем хочется слиться воедино в св. Пасхальную ночь и в братской любви во имя Воскресшего Христа Спасителя облобызать друг друга. Это "воистину Священная и спасительная ночь, светоносного дне восстания сущи провозвестница". Как бы хорошо было, если бы подольше сохранить в себе эти пасхальные чувства! Но это зависит от нас самих. В этом деле помогут нам храм Божий, молитва, духовное чтение, добрая беседа, дела милосердия. А плотские, греховные удовольствия, пьянство, невоздержания всякого рода отнимают от нас радость духовную, лишают нас вечного блаженства. Поздравляю возлюбленную Паству свою со светлым праздником Пасхи Христовой и молитвенно желаю всем пребывать в пасхальной духовной радости во вся дни жизни нашей. Повторяю с Апостолом слова его: "Возлюбленные, потщитесь явиться пред Господом не оскверненными и непорочными в мире". Христос Воскресе!

Радость Пасхальной ночи, 1965 г.

Христос Воскресе!

"Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего Христа" (Кор. 5:15).

Во все века народы христианские Востока и Запада ежегодно торжественно празднуют Пасху Христову. Каждый по своему выражает радость по этому поводу, каждый со свойственным ему настроением восхваляет Христа Жизнодавца. Но из всех народов русский народ наиболее воспринял радость веры в Воскресение Христово. Он вложил в празднование Пасхи столько душевного восторга, столько сердечной веры, что она переходит порою как бы в видение, в таинственное созерцание Воскресшего Христа. Пасхальная радость заполняла всю его верующую душу, охватывала всё его человеческое естество. Воскресший Христос был для него поистине "Путь, Истина, и Жизнь" (Иоан. 14:6). К этому великому дню, названному Церковью "Праздников праздник и торжество из торжеств", благочестивые предки наши готовились весь Великий пост "подвигом добрым, течение поста совершая и веру нераздельну соблюдая", готовились многим молением и усердным говением, покаянной исповедью и трепетным приобщением святых Таин Христовых. И сим подвигом добрым подвизались старые и малые, юноши и девы, мужи и жёны. Все духовно обновлялись, религиозно возвышались и благодатью Духа Святого возрождались, чтобы достойнейше встретить светлую Пасху Христову.

О том, как это проходило на Руси в дореволюционное время, говорит наш современный духовный философ в своих воспоминаниях следующие: "Для нас было самоочевидным, как бы законом природы, что постные дни, и особенно суровый режим великого поста не могут быть не соблюдаемы; что ранние, даже ночные вставания к службе, независимо от времени года и погоды, неотменны, и не могло даже возникнуть вопроса о человеческой слабости, состояния здоровья и проч. Да они и не возникали, не могли возникнуть эти вопросы, так как мы сами были проникнуты этим, так мы любили храм и красоту его служб. Как правило, все праздничные и торжественные службы, особенно все посты и Пасхи, нами переживались, каждое в своём роде, как особое торжество". О, как богата, глубока и чиста была тогда религиозная жизнь русского народа! Каким обилием небесного света были озарены его души! Не в этом ли озарении таился источник той неизреченной радости, какую переживали русские люди в Пасхальную ночь! А какое величественное зрелище представляли церкви на Руси в эту священную Пасхальную ночь! Они переполнены были молящимся народом, яркий свет от моря пылавших свечей озарял их внутри, разноцветные огни украшали их снаружи. Стояла тихая священная пасхальная ночь, во время которой народ бодрствовал и ликовал в своих храмах до утра, а на рассвете, возвратясь домой, радостно приветствовал друг друга пасхально: "Христос Воскресе"! — так жила веками Православная Русь, пока не пала жертвою лихолетья, созданного антихристовой властью.

Живое ощущение Воскресения Христова так глубоко внедрилось в душе русских людей, что не притупилось у многих и доныне, несмотря на тяжёлые условия существования вследствие постоянного террора и запугивания в Советском Союзе. Антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание молодёжи в течение всего существования богоборческой власти в России не уничтожили там живой веры в Бога. Даже сами гонители веры заявляют, что в ежегодно на Пасху сотни тысяч верующих православных христиан в одной только Москве до отказа наполняли храмы, открытые для Богослужений. А в этом году там безбожники открыли сатанинское капище, кощунственно украшенное церковными куполами с серпом и молотом наверху, названное "Домом атеизма" или " антирелигиозным кафедралом". Но в русском народе неизжитое сокровище Православной веры является средостением между верующими и коммунистами. И это средостение будет охранять русский православный народ до того вожделенного дня, когда на Руси наступит конец владычеству красного зверя, а тогда по предсказанию преп. Серафима Саровского Чудотворца, среди лета запоют "Христос Воскресе". Российское зарубежье не знает препятствий извне в исповедании Воскресшего Христа Жизнодавца, поэтому может спокойно проявлять повсеместно свою веру в Бога и с великим духовным подъёмом праздновать Пасху Христову. Поэтому в светлую пасхальную ночь все наши храмы в эмиграции заполняются ликующим народом и стены их оглашаются мощным торжественным пасхальным пением. Это указывает на то, что Пасха Христова продолжает быть источником духовной силы и нравственного воодушевления для русских людей, в рассеянии сущих.

Но на светлом фоне пасхальных торжеств выступают тёмные пятна, омрачающие радость Пасхальной ночи. Эти тёмные пятна создают те люди, которые уходят из храмов со своими куличами уже в конце Пасхальной Заутрени, когда Церковь совместно с Ангелами славословит Воскресшего из мертвых Христа Бога и наслаждается пиром веры. Массовый уход в это время людей с пира Церкви на пир человеческий делает храмы наши пустыми в продолжение Пасхальной ночи до утра, когда совершается торжественная пасхальная литургия. Это печальное явление повергает в великую скорбь священнослужителей и тех немногих христолюбцев, которые остаются на службе. Не знали его благочестивые предки наши. Это указывает нам, как многие из нас отстоят далеко от них, как пагубная религиозная теплохладность одолевает их! Светозарная Пасхальная ночь бывает только раз в году. И все мы должны использовать её полностью для спасения души своей, ибо она может быть не повторима уже для многих. Пасха открывает нам райские двери. Каждый из нас может войти через них в Царство небесное, пройдя путь подвига жизни христианской, указанной Церковью. Всё наше Пасхальное Богослужение вещает об этом. Церковь зовёт нас к этому. За нами выбор, за нами решение быть там, где Воскресший Христос. И это решение так важно теперь, когда зло, несущее с собой страдания и смерть, бурными волнами разливается по лицу земли, когда перед нами раскрываются страшные апокалиптические печати. "И я взглянул, и вот конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним", — говорится в Откровении святого Иоанна Богослова (гл. 6 ст. 8).