Orthodoxy and modernity. Digital Library

Радость Пасхальной ночи, 1965 г.

Христос Воскресе!

"Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего Христа" (Кор. 5:15).

Во все века народы христианские Востока и Запада ежегодно торжественно празднуют Пасху Христову. Каждый по своему выражает радость по этому поводу, каждый со свойственным ему настроением восхваляет Христа Жизнодавца. Но из всех народов русский народ наиболее воспринял радость веры в Воскресение Христово. Он вложил в празднование Пасхи столько душевного восторга, столько сердечной веры, что она переходит порою как бы в видение, в таинственное созерцание Воскресшего Христа. Пасхальная радость заполняла всю его верующую душу, охватывала всё его человеческое естество. Воскресший Христос был для него поистине "Путь, Истина, и Жизнь" (Иоан. 14:6). К этому великому дню, названному Церковью "Праздников праздник и торжество из торжеств", благочестивые предки наши готовились весь Великий пост "подвигом добрым, течение поста совершая и веру нераздельну соблюдая", готовились многим молением и усердным говением, покаянной исповедью и трепетным приобщением святых Таин Христовых. И сим подвигом добрым подвизались старые и малые, юноши и девы, мужи и жёны. Все духовно обновлялись, религиозно возвышались и благодатью Духа Святого возрождались, чтобы достойнейше встретить светлую Пасху Христову.

О том, как это проходило на Руси в дореволюционное время, говорит наш современный духовный философ в своих воспоминаниях следующие: "Для нас было самоочевидным, как бы законом природы, что постные дни, и особенно суровый режим великого поста не могут быть не соблюдаемы; что ранние, даже ночные вставания к службе, независимо от времени года и погоды, неотменны, и не могло даже возникнуть вопроса о человеческой слабости, состояния здоровья и проч. Да они и не возникали, не могли возникнуть эти вопросы, так как мы сами были проникнуты этим, так мы любили храм и красоту его служб. Как правило, все праздничные и торжественные службы, особенно все посты и Пасхи, нами переживались, каждое в своём роде, как особое торжество". О, как богата, глубока и чиста была тогда религиозная жизнь русского народа! Каким обилием небесного света были озарены его души! Не в этом ли озарении таился источник той неизреченной радости, какую переживали русские люди в Пасхальную ночь! А какое величественное зрелище представляли церкви на Руси в эту священную Пасхальную ночь! Они переполнены были молящимся народом, яркий свет от моря пылавших свечей озарял их внутри, разноцветные огни украшали их снаружи. Стояла тихая священная пасхальная ночь, во время которой народ бодрствовал и ликовал в своих храмах до утра, а на рассвете, возвратясь домой, радостно приветствовал друг друга пасхально: "Христос Воскресе"! — так жила веками Православная Русь, пока не пала жертвою лихолетья, созданного антихристовой властью.

Живое ощущение Воскресения Христова так глубоко внедрилось в душе русских людей, что не притупилось у многих и доныне, несмотря на тяжёлые условия существования вследствие постоянного террора и запугивания в Советском Союзе. Антирелигиозная пропаганда и атеистическое воспитание молодёжи в течение всего существования богоборческой власти в России не уничтожили там живой веры в Бога. Даже сами гонители веры заявляют, что в ежегодно на Пасху сотни тысяч верующих православных христиан в одной только Москве до отказа наполняли храмы, открытые для Богослужений. А в этом году там безбожники открыли сатанинское капище, кощунственно украшенное церковными куполами с серпом и молотом наверху, названное "Домом атеизма" или " антирелигиозным кафедралом". Но в русском народе неизжитое сокровище Православной веры является средостением между верующими и коммунистами. И это средостение будет охранять русский православный народ до того вожделенного дня, когда на Руси наступит конец владычеству красного зверя, а тогда по предсказанию преп. Серафима Саровского Чудотворца, среди лета запоют "Христос Воскресе". Российское зарубежье не знает препятствий извне в исповедании Воскресшего Христа Жизнодавца, поэтому может спокойно проявлять повсеместно свою веру в Бога и с великим духовным подъёмом праздновать Пасху Христову. Поэтому в светлую пасхальную ночь все наши храмы в эмиграции заполняются ликующим народом и стены их оглашаются мощным торжественным пасхальным пением. Это указывает на то, что Пасха Христова продолжает быть источником духовной силы и нравственного воодушевления для русских людей, в рассеянии сущих.

Но на светлом фоне пасхальных торжеств выступают тёмные пятна, омрачающие радость Пасхальной ночи. Эти тёмные пятна создают те люди, которые уходят из храмов со своими куличами уже в конце Пасхальной Заутрени, когда Церковь совместно с Ангелами славословит Воскресшего из мертвых Христа Бога и наслаждается пиром веры. Массовый уход в это время людей с пира Церкви на пир человеческий делает храмы наши пустыми в продолжение Пасхальной ночи до утра, когда совершается торжественная пасхальная литургия. Это печальное явление повергает в великую скорбь священнослужителей и тех немногих христолюбцев, которые остаются на службе. Не знали его благочестивые предки наши. Это указывает нам, как многие из нас отстоят далеко от них, как пагубная религиозная теплохладность одолевает их! Светозарная Пасхальная ночь бывает только раз в году. И все мы должны использовать её полностью для спасения души своей, ибо она может быть не повторима уже для многих. Пасха открывает нам райские двери. Каждый из нас может войти через них в Царство небесное, пройдя путь подвига жизни христианской, указанной Церковью. Всё наше Пасхальное Богослужение вещает об этом. Церковь зовёт нас к этому. За нами выбор, за нами решение быть там, где Воскресший Христос. И это решение так важно теперь, когда зло, несущее с собой страдания и смерть, бурными волнами разливается по лицу земли, когда перед нами раскрываются страшные апокалиптические печати. "И я взглянул, и вот конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним", — говорится в Откровении святого Иоанна Богослова (гл. 6 ст. 8).

Мы видим повсюду ныне печать ада и смерти, насаждаемые жестокой рукой врагов Церкви Христовой. Какое оружие мы можем противопоставить им, как только нашу непоколебимую веру в победу Христову над всеми силами ада? Этой верой и жив наш православный народ, как под игом безбожной власти, так и в эмиграции. В последнее время силы ада пытаются разрушить нашу Зарубежную Церковь, создавая внутри ее ограды нестроения и смуту по местам. Для этой цели пущена в ход клевета и ложь на некоторых заслуженных и деятельных святителей, расшатываются устои Церкви, подрывается авторитет Архиерейского Собора, Архиерейского Синода, вводится в церковную жизнь анархия. Но Церковь — это мы: епископат, духовенство и верующий народ, церковно настроенный. Если мы будем с Богом, то кто против нас? Пока Пастыреначальником нашей Церкви будет Христос, то врата ада не одолеют её. " Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!" — восклицает святая Церковь в Пасхальную ночь. Да воскреснет Бог в сердцах всех братий и сестёр наших и да исчезнет между ними вражда, злоба, распря и недружелюбие! "Воскресение день, и просветимся пасхальным торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением и тако возопиим: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Всех с любовью приветствую пасхально: Христос Воскресе!

Пасхальное приветствие, 1967 г.

Христос Воскресе!

"Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын Человеческий вам даст" — "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даёт вам Сын Человеческий" (Иоан. 6:27). С того времени, как Господь наш Иисус Христос — Сын Божий сошёл на землю, учил людей и за Своё учение был распят на кресте, а в третий день воскрес из мёртвых — человечество совершенно переродилось. Христос принёс на землю новое учение, новую веру, которая названа Его именем — Христианством. И сия Христианская вера есть вера Православная, вера Отеческая, — сия вера вселенную утвердила. До Христа во всём мире существовало многобожие, грубое язычество, господствовало рабство и насилие; везде велись жестокие войны и проливалась человеческая кровь. Надлежащего уважения к человеку нигде не было, и люди жили в полном пренебрежении друг к другу. Христос дал новое учение о Боге, новое учение о человеке. Когда Христа спросили, какая важнейшая заповедь в законе, Он ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:35-40). Христос дополнил и раскрыл учение Ветхого Завета о человеке. В Ветхом Завете было сказано, что Господь Бог сотворил человека по образу и подобию Божию, а Христос заповедал любить другого человека, как самого себя. Если человек создан по образу и подобию Божию, то недопустимо, чтобы этот образ Божий и подобие Его подвергалось насилию, рабству и уничтожалось грубой человеческой силой. Христос учил людей, как жить, чтобы было создано Царство Божие на земле. Об этом мы молимся ежедневно в молитве Господней: "да приидет Царствие Твое, да будет воля твоя, яко на небеси и на земли". Учение Христово влило новую струю в земную жизнь людей, духовно переродило всё человечество. Господь непрерывно зовёт всех людей: "Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас" (Мф. 11:28). И Христа за Его Божественное учение схватили, неправедно осудили и на кресте распяли, но в третий день Он воскрес из мёртвых для спасения мира.

Воскресение Христово есть величайший догмат Христианства, есть непоколебимая истина веры всех народов земного шара, ибо, как свидетельствует апостол Павел, "Если Христос на воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша…. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15:14-20). И каждый христианин глубоко верует в Воскресение Христово, иначе он не христианин. Христианство создало христианскую культуру, в которой мы живём. Чем лучше и ревностнее мы исполняем учение Христово, тем больше мы совершенствуемся и приближаемся к Нему, соединяемся с Ним и становимся Божиим народом. Христианская культура создаётся Церковью, её учением, и её школой. Строгое соблюдение Священных канонов Православной Церкви укрепляет и развивает христианскую культуру. Верующие христиане живут благодатными таинствами церковными — дарами Духа Святого, получаемыми в таинствах Церкви Православной.