Orthodoxy and modernity. Digital Library

На острове прокаженных

"Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога"

(Мат. 5:8).

В нашу приходскую школу принимаются и неправославные дети с условием, что они будут учить молитвы и Закон Божий наравне с остальными православными детьми. И вот несколько лет тому назад мне позвонила мать одной ученицы и с возмущением заявила, что она забирает свою девочку из нашей школы, потому что мы искажаем христианскую веру. В подтверждение сказанного, она указала на то, что мы заставляем детей учить молитву, в которой говорится "...и очисти нас от всякой скверны" (молитва "Царю Небесный"). "Мы - христиане, - заявила она, - и поэтому мы святы и чисты. Нечего внушать детям мрачные чувства греховности и покаяния!" Оказалось, что она принадлежала к какой-то харизматической секте.

К сожалению, такое наивное представление о своей безгрешности и святости, равно как и непонимание сущности христианства присуще сектантству еще со времен М. Лютера (начало 16-го века). Один из видных протестантских богословов так суммировал протестантское понимание христианства: "Оправдание грешника - это всеобъемлющее действие Бога. Когда верующий получает оправдание, то прощаются все его грехи - прошлые, настоящие и будущие. В то мгновение, когда Бог объявляет его оправданным, прощается вся совокупность его грехов" (слово выделено нами. William G. T. Shed, Dogmatic Theology, 1888, Gran rapids, Zondervan).

Очевидно, что вера в Иисуса Христа автоматически гарантирует человеку если не безгрешность, то по крайне мере невменение его грехов. Такое мнение не только в корне неправильно, но и очень вредно, потому что лишает человека тех мощных возрождающих средств, которые Господь Иисус Христос дал верующим для духовного очищения и освящения.

Во-первых, духовные недуги существенным образом отличаются от физических особенно тем, что они неотделимы от нашего "Я" - от нашей свободной воли, подсознания, навыков, привычек и предпочтений. Когда Господь Иисус Христос исцелял людей, страдающих теми или иными физическими недугами, то эти исцеления были мгновенными, так что люди полностью и навсегда освобождались от своей болезни и не нуждались в каких-либо дополнительных терапиях. К сожалению, духовное излечение - возрождение его грехом поврежденной души - идет более медленным и тернистым путем, в котором сам человек вынужден принимать самое активное участие. Это потому, что грех пустил глубокие корни в нашу природу и как бы сплелся с ней.

Если искать примеры христианской святости, то естественно обратиться к первохристианской Церкви. Однако, читая новозаветные книги, мы убеждаемся, что при всем обилии благодатных даров и отдельных примеров высокой святости среди рядовых христиан встречается немало отрицательных примеров. Действительно, всего несколько недель после сошествия Святого Духа на апостолов и возникновения первой христианской общины в Иерусалиме, мы видим среди верующих проявления пристрастия и несправедливости при раздаче пособий (Деян. 6:1). Апостол Павел укоряет коринфских христиан в зависти, тщеславии, гордости, распрях и судебных тяжбах (1 Кор. 3:1-4, 1 Кор. 4:8, 1 Кор. 6:1-9). Потом укоряет их в том, что они снисходительно и даже с поощрением принимают блудника, который отобрал у своего отца жену (1 Кор. 5:1-7). Немного дальше призывает их избегать блудных грехов (1 Кор. 6:15-19); предостерегает против тщеславия по поводу дара языков (1 Кор. 12-14 гл.). Галатских христиан он укоряет в том, что они "угрызают" друг друга (Гал. 5:5). Апостолы предупреждают христиан против пьянства и излишеств на вечерях любви, т.е. литургиях (2 Пет. 2:13; 1 Кор. 11:17-32). Ап. Павел укоряет христиан во вкушении идоложертвенных яств к соблазну других христиан (1 Кор. 8 гл). Писал он и о кознях лжебратий (2 Кор. 11:26). В письмах малоазийским церквам, помещенных в начале книги Откровения, есть укоры в теплохладности, заносчивости и гордости (Ап. 3:14-18). Словом, наряду с христианами высокой духовной жизни были и такие, которые опустились в нравственном отношении до уровня обычных язычников. И, конечно, потому, что после крещения предались нерадению, и прежние страсти возобладали ими.

Наше состояние можно уподобить житию на острове прокаженных, где люди находятся на разных стадиях выздоровления. Таинство Крещения смывает проказу греха и вливает в человека мощные духовные силы. Но "шрамы" греховности не сразу изглаживаются: остается известная предрасположенность ко греху. Внешние соблазны, неблагоприятная среда, в которой живет христианин, его греховные привычки и слабости, его духовная незрелость или "плотянность", его непостоянство и расслабленность - все это факторы, которые грозят ему возможностью согрешить. Малые грешки и слабости, если с ними не бороться и от них не очищать себя покаянием, со временем могут скопиться тяжелым нравственным грузом на совести христианина и привести его к духовному "кораблекрушению" (1 Тим. 1:19).

Печальный факт нашей жизни заключается в том, что малые грехи неизбежны, как пыль в воздухе. Как необходимо ежедневно мыться и убирать свою комнату, так необходимо постоянно каяться в своих повседневных согрешениях. Кто может считать себя святее и совершеннее апостолов Христовых? Однако и они не считали себя безгрешными. "Все мы много согрешаем", - писал апостол Иаков (Иак 3:2). "Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас... Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды", - писал ап. Иоанн (1 Иоан. 1:7-10). Апостол Павел с болью сознает свое недостоинство: "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1 Тим 1:15). Обратите внимание, что он не сказал "некогда был", а "есть", очевидно, потому, что продолжал каяться в том, что некогда преследовал верующих. Предание говорит, что у апостола Петра глаза были слегка красноватыми потому, что по ночам, когда пели петухи, он просыпался, вспоминал свое отречение от Христа и начинал плакать.

Апостол Иоанн такими словами учит христиан следить за своим духовным состоянием: "Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира... Если же ходим во свете ... то Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ... Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист" (1 Иоан. 2:1-2, 3:3, 5:16). Подобным образом и ап. Павел пишет: "Возлюбленные, имея такие обещания, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 7:1; Ев. 9:13-14). Ясно, что здесь апостолы обращаются с покаянным призывом не к язычникам, а именно к христианам, и употребляемые ими слова "очищает" и "очистим", указывают на то, что нравственная чистота, как и греховность, имеет свои степени. Вот почему сказано в Писании: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще" (От. 22:11).

Таким образом, нравственная непорочность - это цель и идеал, а не достигнутое состояние. Евангельские притчи о неводе, закинутом в море, и о пшенице и плевелах говорят о том, что Церковь состоит не из одних святых, а из людей разных духовных уровней, среди которых есть и грешники. Апостол Павел так говорит о Церкви: "В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении" (2 Тим. 2:20). Только о будущем Царстве небесном сказано, что "не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни" (От. 21:27).

Первоисточником наших духовных бед является то, что мы уже рождаемся с природой, поврежденной грехом. Кто может быть чище и непорочнее ребенка? И в то же время дети, даже при самых благоприятных семейных условиях, иногда бывают упрямы, жестоки, хитры, они могут слукавить или сказать неправду, ударить другого ребенка или назло сломать чужую игрушку. Родители обычно воспринимают это, как невинные шалости. Однако они должны понять, что если не будут учить своих детей следить и бороться со своими плохими наклонностями, то со временем они могут превратиться в неукротимые и безобразные страсти. Вот почему Церковь призывает детей исповедоваться уже с семилетнего возраста.