Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС - СПАСИТЕЛЬ

Этими заключительными словами пророк обращается к совести тех, которые будут отвергать своего Спасителя, и как бы говорит им: вы с презрением отворачиваетесь от поруганного и страждущего Иисуса, но поймите, что из-за вас-то, грешников, Он так тяжело страдает. Всмотритесь в Его духовную красоту, и тогда, может быть, вы сможете понять, что Он пришел к вам из горнего мира.

Но добровольно унижая Себя ради нашего спасения, Господь Иисус Христос, тем не менее, постепенно открывал тайну Своего единства с Богом Отцом тем, которые способны были возвыситься над грубыми представлениями толпы. Так, например, Он говорил иудеям: "Я и Отец - одно... Видевший Меня, видел Отца... Отец во Мне пребывает и Я во Отце... Все Мое Твое (Отца) и Твое Мое... Мы (Отец и Сын) придем и обитель у него сотворим" (Ин. 10:30, 14:10-23, 17:10). Эти и другие подобные выражения однозначно указывают на Его Божественную природу.

Кроме того, Господь Иисус Христос постепенно раскрывал такие Свои свойства, которыми не может обладать никто другой, кроме Бога. Так, например, Он именовал Себя Творцом, когда говорил: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Иоан. 5:17). Знаменательно то, что иудеи, услышав эти слова, поняли их совершенно правильно и хотели было побить Христа камнями как богохульника, "потому что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Иоан. 5:17-18). Не опровергнув их понимания, Господь этим подтвердил, что они правильно поняли Его.

В других беседах Господь Иисус Христос называл Себя вечным. Когда, например, иудеи спросили Его: "Кто Ты?" Иисус ответил: "От начала сущий" (Иоан. 8:25). И несколько позже добавил: "Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8:58). Здесь следует обратить внимание, что Иисус не сказал "Я был", как это следовало бы грамматически правильно по контексту речи, но употребил настоящее время: "Я есмь" - или точнее: "Я - Сущий". Глубокий смысл этого слова выясняется в оригинальном еврейском языке. Когда Моисей при несгорающем кусте спросил Бога, как Его имя, Господь ответил: "Я - Сущий" (на еврейском: Иегова). То есть само имя "Сущий" (Иегова) указывает на отличительное свойство Бога: Он Тот, Который всегда существует, Он вечный. Назвав Себя Сущим (Иеговой) Иисус Христос употребил то имя, которым евреи называют Бога. Вспомним при этом, что имя Иегова настолько чтилось иудеями, что они употребляли его лишь в особенно важных и торжественных случаях, а в обычной речи употребляли имена Господь, Творец, Всевышний, Благословенный и т.д.

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос подтвердил о Своей вечности, сказав: "Я есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и был и идет, Вседержитель" (Откр. 1:8). В других случаях Он именовал Себя всеведущим (всезнающим), говоря: "Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца" (Иоан. 10:15). Действительно, Божие естество непостижимо для ограниченных тварей. Только Бог может в совершенстве знать Свою природу. Господь Иисус Христос еще называл Себя вездесущим, когда говорил: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий (пребывающий) на небесах... Где два или три собраны во имя Мое, там Я среди них" (Иоан. 3:13; Мт. 18:20). Здесь Христос опять употребил слово "Сущий", указывая на то, что Он не только был или будет на небесах, но постоянно пребывает там.

Итак, как разделяющий с Отцом все Его божественные свойства: творение, вечность, всеведение, вездесущие и т.д. - Иисус Христос должен признаваться всеми равным Отцу и по чести, поэтому "все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Иоан. 5:23). Непредубежденному человеку все, сказанное здесь, должно внушить одну несомненную истину, а именно, что Иисус Христос является истинным Богом, равным Отцу по природе.

Хотя Иисус Христос избегал прямо называть Себя Богом, чтобы не возбуждать в толпе ненужных волнений, однако Он одобрял тех, которые способны были возвыситься до этой истины. Так, например, когда апостол Петр в присутствии других апостолов сказал: "Ты Христос, Сын Бога Живого!" Господь принял его исповедание веры, добавив, что Петр пришел к этому убеждению не по самостоятельному наблюдению только, но благодаря особому просвещению свыше: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мт. 16:16-18). Подобным образом, когда апостол Фома, дотоле сомневавшийся, увидев перед собой воскресшего Спасителя, воскликнул: "Господь мой и Бог мой" (Иоан 20:28), - Христос не отверг этого наименования, но лишь слегка укорил Фому за медлительность и сказал: "Ты поверил, потому что увидел Меня (воскресшим). Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Иоан. 20:29).

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: "Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного?" Христос ответил: "Ты сказал", - употребив установленную форму утвердительного ответа (Мт. 26:63; Лк. 22:70; Иоан. 19:7).

Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания. Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом (Псалмы 2, 44 и 109). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Х. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: "Вот Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил", что значит: "С нами Бог". И немного далее пророк еще определеннее раскрывает Свойства имевшего родиться Сына: "И назовут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности" (Ис. 7:14, 9:6). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности имевшего родиться Младенца писал также пророк Михей (см.: Мих. 5:2).

Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию "Господом" (Иер. 23:5 и 33:16), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: "Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми" (Вар. 3:36-38) - т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей!

Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании, могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия (смотри об этом брошюру "Ветхий Завет о Мессии"). Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елизавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: "Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне" (Лк. 1:40-43). Ясно, что у праведной Елизаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елизавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

Крепко усвоив веру в Божество Христово, апостолы насаждали эту веру в Него и среди всех народов. С раскрытия Божественной природы Иисуса Христа евангелист Иоанн начинает свое Евангелие:

"В начале было Слово

И Слово было у Бога