Kniga Nr1191
В собственном и строгом смысле, таким условием или производящей причиной может быть только вера во Христа.
Как бы человек ни успевал в делании добра, какие бы подвиги он ни предпринимал, но, если нет у него веры во Христа, сам он никогда не постигнет той истины, что Бог его прощает. Пред сознанием человека стоят его бесчис140ленные грехи и неумолимый закон правды, требующий удовлетворения. Сам Бог представляется ему поэтому только в виде грозного, карающего Судии; представляется враждебным человеку. Не имея ничего сказать в свое оправдание, человек только трепещет Бога и готов скорее бросить всякую мысль о своем спасении и отдаться безбожию. Сам собою любви Божией он не поймет и к ней не обратится.
«Как призывать Того, в Кого не уверовали»?
(Рим. 10, 14). Как обратиться с мольбою о помощи и прощении к Тому, о любви Кого не знают?
«Преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаиваем в них: как же можем мы жить?»
(Иез. 33, 10).
Грешник может просить у Бога помилования только тогда, когда знает, что Господь относится к человеку «по великой милости Своей и по множеству щедрот Своих», только в этом случае человек может просить об отмене праведного приговора Божия за грехи (Пс. 50, 3,6). Закон правды предносится сознанию человека во всей своей неумолимой ясности:
«Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
141
Тебе, Тебе Единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими соделал»
. Этого сознания изгладить нельзя. Где же спасение?
Вера во Христа как средство к познанию любви Божией
«Бога никтоже виде нигдеже»
; познать, следовательно, что Он есть любовь, никто сам собою не может. Его явил человечеству
«Единородный Сын, сый в лоне Отчи»
(Ин. 1, 18).
«Любовь
(Божию)
познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою»
(Ин. 3, 16). Таким образом, познать любовь Божию может только тот, кто верует, что Иисус, пострадавший и распятый, есть действительно Сын Божий. А раз кто верует, что Христос действительно пострадал ради нас, в том может ли остаться какой-нибудь след страха пред Богом и отчуждения от Него?
«Если Бог за нас,
— говорит верующий, —
кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»
(Рим. 8, 31–32). Человек сознает себя бесконечно виновным пред Богом, но если Бог дал Своего Сына, чтобы
«привлечь всех к Себе»