Иеромонах Рафаил Нойка -КРИЗИС В ЦЕРКВИ-Хотел бы попросить прощения у всех, кому я не ответил, не подумайте,

Тогда если присутствие Бога так радостно, то почему множество не только младенцев во чреве, но рождённых уже детей и взрослых не ликовали, когда Матерь Божия проходила рядом? Почему демоны трепещут и бегут при таком же присутствии? До конца не знаю, скажу вам это не абсолютно, конечно, но думаю, что действительно так. Судит ли Бог? Или просто я буду сам себя судить? Смогу ли я жить с таким Богом или нет? В действительности Церковь - это взаимный суд. Бог судит меня, зная, что Он сделал со мной, и позволяет мне быть Его судьёй.

Когда Христос после Воскресения говорит Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Иоан.21:15), Всемогущий позволяет своему творению вершить суд над собой. И если Симон Ионин ответил: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан.21:15), - это был суд, закончившийся примирением и гармонией. Не потому, что это нужно было Христу! Пётр по своей оплошности нуждался в примирении с Богом. И опять же сам Бог совершил это примирение. Мы видим, что Пётр ничего не сказал и не сделал, возможно, он и не знал, что делать. И перед вознесением Христос, найдя момент, чтобы не только восстановить Петра среди учеников, но и сделать его первым учеником, сказал: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?». Мог ли Пётр иметь совесть дерзнуть сказать после всего, что он сделал: «Люблю Тебя больше всех остальных»? Ведь ранее Пётр сказал: «Даже если все оставят Тебя, но не я. Я пойду и в темницу и на смерть с Тобой». Христос ответил ему тогда: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мар.14:30). Это была действительность, о которой знал Господь, но только Пётр был ещё очень наивен и не знал духовных законов, которые учат о том, что нельзя слишком доверяться сегодняшнему дню, потому что святые отцы говорят: «Ожидай искушений до смертного часа, будь трезв и бди, чтобы не похитили тебя так же, как Петра в ту ночь». Но Бог, будучи Богом, Христос, будучи Богом, знал и другую истину: хотя Пётр и пал так позорно, жестоко, Господь знал всё-таки и истину, которая заставила Петра сказать: «Если и все соблазнятся, но не я» (Мар.14:29). Была истина, которой Пётр устыдился и сейчас не мог произнести. Но Христос, сердцеведец, произнёс эти слова за Петра: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?». Опять-таки, что мог ответить Пётр? Может, не очень смело в этот момент, он сказал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан.21:15). И Христос трижды вопросил его так же, как Пётр трижды отрёкся от Него, пока не пронзил его до самого сердца этими словами, которыми он очистился от осуждения и, я бы сказал, от тёмных энергий своего падения.

Что хочу этим подчеркнуть? Есть потенциал разницы между Богом и человеком, который обязательно ведёт к кризису, к трагизму и может привести к трагедии, но который предназначен Богом для того, чтобы человек более мог осознавать, а, осознав, с большим пониманием и силой, разумея верно дела, во всей своей свободе мог бы отдаться промыслу Божьему так, как, например, блудный сын. Он попросил у отца своё имение, и отец отдал ему, а он всё растратил, но, образумившись трагизмом, но ещё не трагедией положения, в которое он попал, вернулся обратно к отцу с покаянием. Отец же, даже не дав ему договорить, обнял его и велел принести ему лучшую одежду, и так далее. Не знаю, было ли много подобных этому отцу в истории, потому что, представляете, что скажут о таком отце люди: «Глупец, ты столько лет растил его и не знал, каков он? И ему ты дал деньги и имение?» и так далее. Этот глупый отец, который не знал, каков его сын, - это Бог. Разве это глупость? Я думаю, что это любовь всемогущего Бога. Любовь, которая запрещает себе перед лицом свободы, которую Он дал человеку, трансгрессировать эту свободу. И здесь находится наш потенциал падения, ада, вечного ада, потому что наша жизнь и наша свобода - это не шутка, а деяние Божие.

А кризис… Я сказал, что Господь позволяет себе быть судимым своим творением так же, как и творение будет судимо Богом, так как Церковь - это взаимный суд. Кризис - это греческий синоним слова суд. Я говорил уже о нём. Другими словами, Церковь - это предпочтительное место кризиса, взаимного суда, и вся земная жизнь - это постоянный кризис, суд между человеком и Богом (если мы серьёзно размышляем о спасении), в котором мы в идеале должны достигнуть (и не только в идеале, а закономерно должны достигнуть) оправдания Господа, извинения Его и сказать когда-то: «Да, Господи, Ты прав, да будет воля Твоя». Другой аспект страшного суда - на суде будут два лагеря, так как показывает Христос овец и козлищ. Тех, которые в своей жизни сказали Христу: «Да будет воля Твоя», и тех, которым Христос скажет на суде: «Да будет воля твоя». И если Господь скажет мне: «Да будет воля твоя», и я пойду творить свою волю, то это ад. Когда мы поймём, братья и сёстры, что единственно желанная вещь, единственный рай - это чтобы мы могли жить «да будет воля Твоя, Господи». Когда мы поймём, что моя воля, то, что мы называем своей собственной волей, - это ад?

И что значит моя собственная воля для свободного творения? Хочу определить и это. Идёт речь о страстной воле. И опять определим, что такое страсть. Страсть - это истрёпанность реальности, сотворённой Богом. Страсть - это не действительность сама по себе, это как рана, рак в здоровом теле, что-то корявое. Страстная воля - это не действительная, не реальная воля. А войти в волю Божию - это единственно истинная действительность, которую Господь задумал и сотворил, куда пригласил нас. Она является именно тем, чего желает человек. Таким образом, Церковь - это место, где Бог судится с человеком и человек - с Богом.

Дам вам пример по поводу «да будет воля Твоя». В неделю, когда будут читаться Двенадцать Евангелий, будьте внимательны к антифонам, которые поются, - первый антифон после первого долгого Евангелия. Заметьте, в церковных песнопениях подчёркивается, сколь многими увещеваниями и попытками Христос хотел спасти Иуду. Каждый тропарь заканчивается словами «беззаконный Иуда не восхотел понять». В скобках скажу, что многие думают о случившемся с Иудой как о должном, что так должно было случиться. Но это не был замысел Божий, чтобы человек погиб в аду для того, чтобы Бог совершил спасение. Тогда агнцем для заклания был бы Иуда, а не Христос. Иуда сам себя предназначил для предательства Христа и всего, что произошло, - в смысле того, что Бог заранее знал свободу человека, которую Он не хотел трансгрессировать своим всемогуществом. Нет, не трансгрессировать, но посмотрите в Евангелии (кстати, и в стихирах Великого Четверга), сколько попыток и средств пробовал употребить Христос для спасения Иуды, чтобы показать ему то зло, которое он творил. Прочтите также и синаксарь Триоди этого дня - они покажут вам очень важные вещи. Но «беззаконный Иуда не восхотел понять». Церковь исповедует нам, что речь идёт о свободной воле. Кстати, о том, о ком было написано, что он должен это совершить. Да, было написано об Иуде, но Христос, как сейчас, в пост, мы говорим в тропаре шестого часа, - это Тот, кто разрывает рукописание против нас. Так мы поём в тропаре шестого часа. Таким образом, Тот, кто раздирает рукописание, хотел разорвать то, что написано было об Иуде. И Он мог это совершить, как всемогущий Господь. Христос - это Тот же, кто во дни Ионы разорвал рукописание ниневитян, объявив им через пророка Иону, что если не покаются, то погибнут в своих грехах. Они приняли это слово, покаялись, и Господь, в свою очередь, покаялся перед своим творением, если можно так сказать, т.е. не дал погибнуть более ни единой душе в Ниневии. После всего этого пророк Иона, обезумев, хотел бежать, потому что оказался между молотом и наковальней. С одной стороны, зная, что Господь милостив, но с другой - как он мог оправдаться перед язычниками в том, что его пророческие слова не сбылись? Христос хотел так же поступить и с Иудой. То, что написано о человеке, не является предопределением, которого невозможно избежать. Это языческий взгляд на вещи, что человек не может избежать предопределённого.

Для нас не существует предопределения, а существует промысел, который является свободным размышлением свободного Бога о свободном человеке. И сколько же свободы дано человеку! Может, мы иногда не имеем сил выполнить того, чего желаем, но Бог по молитвам даёт нам эту силу. Христос как Бог дал бы Иуде силы не попасть в эту колею, которая привела его в итоге к самоубийству. Христос хотел стереть запись об Иуде его свободным произволением. Но его упрямство, или, кто знает, что было в его сердце, привело к тому, что Иуда остался с грузом предопределения Божия, то есть с тем, что должен был совершить, отвергнув в какой-то момент Бога, который хотел его от этого спасти. И Христос как всемогущий Бог вынужден, наконец, произнести, обмакнув хлеб в вино и протянув Иуде: «Что делаешь, делай скорее» (Иоан.13:27). Всемогущий Бог сказал Иуде: «Да будет воля твоя». И если бы Христос не произнёс этих слов, потому что Иуда искал повод Его предать, то я уверен, что до сих пор Иуда искал бы повод и не нашёл бы его. Если бы сила Слова не попустила бы ему, ничего не могло бы совершиться.

Обратите внимание ещё раз: это Бог, который любыми способами ищет спасти человека, но который не трансгрессирует его свободу.

Хочу добавить относительно Церкви как кризиса, как взаимного суда. Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24). Почему «перешел от смерти в жизнь»? В духе Филокалии следует понимать, что эта жизнь называется смертью, а та, куда переходим и которую называем смертью, будет истинной жизнью. Об этом нам говорит филокалическое мировоззрение, потому что вся наша жизнь является судом с Богом, и если достигнем когда-нибудь окончательно сказать Богу: «Да будет воля Твоя», то последний суд свершился уже сейчас. В этом смысле мы можем понимать и Апокалипсис, где говорится о Первом Воскресении и о том, что те, кто будут причастны Первому Воскресению, уже не будут мучимы второй смертью. Таким образом, Церковь - это место кризиса, но нужно понимать смысл этого кризиса. Смыслом является спасение человека, но после падения Адама оно включает в себя боль и трагизм. Однако, в руках Божиих трагедия невозможна. Если творение отдаёт себя до конца в руки Бога Творца, трагедии для творения не может быть. Невозможно, чтобы творение не победило, потому что сила Божия всемогуща и победа уже была завоёвана 2000 лет назад Богочеловеком. А кризис, в болезненном смысле слова, продолжается.

Бог зовёт нас к вечной жизни, а человек постоянно прилепляется к земному, которое, каким бы добрым и нравственным ни было, не имеет вечности. Обратите внимание на погребальные песнопения. В них нет вечности. Мы должны прийти от смерти к жизни. Существует два воскресения и две смерти.

Первое - это воскресение духа в нас, которое совершается словом и возвращением к Богу и Церкви. Это схоже с тем, что я вам выше говорил об искреннем покаянии, это не психологический момент, а духовная реальность, которая, если даст Бог, станет вечной. Это первое воскресение нужно как можно сильнее проживать до смерти тела. Как говорит одна молитва: «Возвратимся к Богу прежде, чем вернёмся в землю, от которой были взяты». Между тем, человек постоянно пытается делать по-своему, а Бог призывает к Своему. Что значит «к Своему»? Вот ещё пример. Говорят, что Бог не существует. Я упоминал об этом раньше. Правда, Бог не существует, но, внимание, что значит существовать? Слово существовать (в румынском языке „existen”), как в греческом так и в латинском переводе, подразумевает происхождение от чего-то. „Ex” - выйти из чего-либо, „istum” - не помню точно, потому что латинским языком владею хуже чем греческим. В греческом языке - это «ипарксис», что означает находиться под первоосновой. Бог ниоткуда не происходит, Он тот, из которого происходит всё. Бог не находится под какой-то первоосновой, под началом. Он Сам первооснова и начало всего. Бог не существует - Он есть. Существование - это наше временное состояние, это переход из нашего нынешнего небытия в бытие Бога, куда мы должны войти. Существование - это становление в бытии. Буквально - это наше становление в том, что есть Бог, который сам о себе говорит: «Я есть». Бог есть, а не существует. Существование реально здесь, на нашей земле. Бог зовёт нас туда, где есть Он. Мы же прилепляемся единственной вещи, которую знаем как жизнь - существованию. Хорошо, но существование не вечно. Следует найти тот способ «быть», не только быть хорошими людьми, творить добрые дела на земле и как можно меньше глупости, но нужно войти в жизнь Божию. Господь именно туда нас зовёт, в это «небытие», а мы, злонравные, прилепляемся временному, которое непременно заканчивается тем, что мы называем смертью.

Этот кризис начался с падения первого человека, нашего праотца Адама, и продолжается в каждом поколении, в каждой личности. Каждая личность даёт свой, отличный от других ответ, все те, кто спасаются, спасаются по своему разумению и силам - один Господь знает, как это определить. Однако, сколько человек находится не в воле Божией, он пребывает в кризисе. В этом смысле - Церковь находится в кризисе постоянно, пока кризис не разрешится гармонией, если даст Господь. Ещё хотел бы провести сравнение между этим кризисом и словом, которое Господь дал святому Силуану: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Хочется сказать, что я сегодня, до сих пор, говорил вам о первой части - «держи ум во аде», то есть будь реалистом и будь внимательным, потому что дело серьёзно. «Не отчаивайся», - сказал нам преосвященный Андрей около восьми лет назад, когда ответил, что Церковь не находится в кризисе. Обе половины фразы следует соблюдать, не существует или-или, а это - и то, и то. Обе фразы нужно понимать в духе Божием для нашего созидания и спасения, потому что наша жизнь на земле - это преумножающийся ад, трагизм истории, который разрешится в последней апостасии. Но не разрешится окончательно, т.к. Богу ещё есть что сказать. Ответ остатка зла будет сведён к той последней апостасии, о которой пророчествовали Христос, Апокалипсис и все пророки. За Богом будет последнее слово, подобно тому, как в конце земной жизни Христа зло произнесло своё слово до конца, убило Богочеловека и даже запечатало гроб, чтобы жизнь никак не смогла выйти из смерти. Но Бог имел ещё одно слово - Воскресение, Он даже не разрушил печати, а гроб оказался пуст. Телом, Тот кто был во гробе, уже находился в ином месте. И, как мы знаем, из последних глав Евангелий - отнюдь не в аду. Это судьба, которую готовит, которую уже сотворил нам Христос. Возвращусь к словам «держи ум во аде и не отчаивайся». В последние годы я всё чаще обращаюсь к ним, и предлагаю их вам, братья и сёстры. Мы не находимся на уровне святого Силуана, который прожил эти слова буквально, но они показывают саму структуру духовной жизни и промысла Божьего о спасении человека, по меньшей мере, после падения. Ада нет, потому что Бог не сотворил его, но мы сами себе его сделали, и, теперь, у нас нет другого пути, кроме как быть реалистами. Я это перефразирую так: «Держи ум во аде, не пытаясь избежать этого пути, это невозможно, это просто невозможно!». Но это не значит что мы пропали. Говорю это для тех, кто переживает самоубийственные кризисы отчаяния. В этом нет необходимости, потому что победа уже завоёвана.

И сейчас вторая часть выступления, которое могло бы занять около двух недель, но, думаю, я вас так долго не задержу. Надеюсь, Господь поможет мне кратко выразиться. Несколько определений. Вот о чём я подумал… Кризис в Церкви длится века, начиная с падения Адама. И всегда этот кризис проходит через момент, который я бы назвал моментом Вавилонской башни. Вавилон означает «смешение». Когда Бог смешал языки… Да простит мне Господь, я дерзаю сказать, что не Бог их смешал. Господь учит нас исповедоваться, и Он сам не щадит себя, когда говорит (возможно, в книге пророка Иезекииля): «Нет зла, которое Я, Господь Бог, не сотворил бы». Не Бог творит какое-либо зло, но допускает, потому что если бы не допускал, то и не могло бы оно совершиться. А если допускает, то берёт на Себя ответственность за зло, которое мы должны претерпеть. Берёт ответственность на Себя настолько, что становится солидарным с нами: Христос принимает на Себя всё зло - воплощение, распятие, смерть, схождение во ад, но и Воскресение. Не то чтобы Бог смешал языки, а само человеческое «созидание» привело к тому, что мы видим и сегодня. Впав в страсти, человек перестал находить общий язык с ближним, потому что страсть по природе своей приводит к непониманию и расколу. Бог в свою очередь предпринял что-то тогда, и сейчас мы очнулись, если правильно понимать, то множество языков мира: румынский, английский, французский, китайский являются результатом того Вавилона, того делания, когда человек захотел соединения народов не с Богом и не для Бога, и не из страха Божия. Это ли страх Божий? Нет, к сожалению, наш земной язык имеет так мало нюансов для выражения. Из страха перед Богом, до того, как Господь рассеет нас по всей земле, давайте построим себе крепость, башню и имя. И собрались вместе, чтобы строить крепость с башней до небес во имя своё. В духовном понимании башня, достигающая небес, - это самообожествление. И Бог допустил страсти работать и расколоть человека, чтобы он не смог довести до конца этот свой разрушительный замысел. И получилось это смешение, когда люди не понимали друг друга по причине множества языков, которые мы с трудом должны изучать, чтобы румыны, англичане, французы и китайцы понимали друг друга.

Сегодня человеческое падение (здесь провожу параллель) достигло ситуации Вавилона во второй его стадии. Что я имею в виду под второй стадией Вавилона, скажу чуть позже. Не обязательно по причине смешения языков, даже наоборот, смешавшись, языки как будто становятся снова одним. Простите, я сорок лет не был в Румынии. Вернувшись, я нашёл другой народ, другой пейзаж и другой язык. Если бы я не жил во Франции и Англии, я бы не понял вашего нынешнего румынского языка. Это значит, можно сказать о том, что румынский, английский, французский стремятся стать одним языком. Но сколько раз я общался по-английски с англичанами, по-французски с французами, по-румынски с румынами и не находил никакого взаимопонимания. А часто мне случалось, ещё не зная языка, говорить с людьми одного со мной духа, и, хоть были сложности, мы отлично понимали друг друга. Вавилон во второй его стадии заключается в том, что смысл слов понимается различно в одном и том же языке. Кризис нашей Церкви в том, что мы не используем в духе смыслы слов наших отцов. Вся Филокалия для нас - это закрытая книга. Понимаем, сколько можем, а если нет, у нас есть словарь, где можем посмотреть. Но смысл в другом, и в этих определениях хочу попытаться дать вам несколько примеров. Думаю, и двух недель будет мало. Следовало бы написать целый словарь. Но на интеллектуальном уровне необходимы не словарь и не культура, чтобы разрешить этот вавилонский вопрос, а светлая и верно ориентированная духовность, которая восстановит через опыт жизни слова его истинный, первоначальный смысл.