The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Поскольку ученики предложили два вопроса, о разорении Иерусалима и о Пришествии Господа, то Господь, сказав о разорении Иерусалима, теперь начинает речь о своем Пришествии и о кончине мира. Слово «тогда» означает не то, что тотчас по разорении Иерусалима. «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос» – вообще означает время, в которое случится это. Оно указывает на то, что, когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые хитростью диавольскою будут представлять перед очами зрителей такие явления, что некоторых обольстят; да и сами праведники, если не будут всегда трезвенны, могут обмануться. Я вам наперед сказал об этом, и поэтому вы не будете иметь извинения; ибо можете сохраниться от обольщения.

Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Если, говорит, явятся обманщики и будут говорить: Христос пришел, но скрывается в пустыне или в каком-нибудь доме, в потаенных и внутренних местах, то не вдавайтесь в обман, потому что Пришествие Христово не нуждается в указателе, но оно ясно будет для всех, как молния является внезапно и всем бывает видима, так и Пришествие Христово будет видимо для всех, живущих в мире. Во второе Пришествие не так будет, как в первое, когда Господь переходил с места на место; тогда Он явится в мгновение ока. И как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетелей, и вознесутся на облака, подобно орлам. Христос иносказательно именуется трупом, потому что Он умер за нас, как говорит и Симеон: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2, 34).

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

По пришествии антихриста, которого царство скоро разрушится (что видно из слова «вдруг»), «солнце померкнет», то есть не уничтожится, но будет тускло в сравнении с превосходным светом Пришествия Христова, подобно тому как луна и звезды не светят, когда восходит солнце. Ибо в самом деле какая нужда в чувственном свете, когда не будет ночи и явится Солнце Правды? «И силы небесные поколеблются», то есть ужаснутся и содрогнутся, видя изменение твари и всех людей, от Адама до того времени, имеющих отдать отчет.

Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

Знамение Сына Человеческого есть крест, который, для обличения иудеев, явится на небе в сиянии, превосходящем солнечный свет. Ибо Господь придет на суд иудеев, имея крест, как бы некое великое оправдание для Себя, подобно тому как пораженный камнем показывает камень. Знамением Господь называет крест, как победное и царское знамя. «Тогда восплачутся все племена» земли иудейской, оплакивая свое непослушание, – восплачутся и все «земные», которые мудрствуют, хотя бы то были и христиане; ибо племенами земными можно назвать и тех, которые привязаны к земному. А Господь хотя и придет с крестом, но вместе и с силою и славою многою.

И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

Господь пошлет Ангелов собрать святых и воскресших из мертвых для того, чтобы они встретили Его на облаках. Созывая их через Ангелов, Господь делает им через это честь. Если же Павел говорит, что они «восхищены будут на облаках», то в этом нет противоречия. Ибо когда они собраны будут Ангелами, то их восхитят облака. «Труба» – для большего изумления и страха.

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

Когда, говорит, все это будет, тогда недолго до кончины мира и до Моего Пришествия. Господь жатвою называет будущий век и говорит, что после непогоды будет ясное время для праведников, а для грешников настанет еще более бурное время и большее смятение. Как видя ветви и листья смоковницы, вы ожидаете, говорит Господь, жатвы, так, видя знамения, о которых Я говорил, то есть изменения солнца и луны, ожидайте Моего Пришествия.

Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Господь говорит здесь не о том роде, который тогда был, но о роде верных, то есть род верных не прекратится, доколе все это не исполнится. Слыша о гладе и пагубах, не думайте, что род верных погибнет от этих бедствий, он останется, и никакое бедствие не одолеет его. А некоторые разумеют все это только о разорении Иерусалима, а не о втором Пришествии, и поэтому объясняют так: не прейдет род сей, то есть ваш апостольский род увидит разорения и все бедствия Иерусалима. Подтверждая сказанное, Господь говорит, что скорее погибнет небо и земля, эти твердые стихии, нежели окажется погрешительным что-либо из Моих слов.

О дно же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.