The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

Показывая, что не имеет нужды в их помощи, когда намерен был предаться, Он говорит: теперь уже спите. Или произносит это, чтоб пристыдить их, как бы так говоря: вот предатель приблизился; если вам угодно и время позволяет спать, спите. Затем возбуждает их от сна и отводит от того места, где молился, идет навстречу к искавшим взять Его и встречает их, как будто они принесли Ему что-либо приятное. Так и о том, о чем молился Он перед сим, молился для того, чтобы удостоверить в благопромыслительности своего воплощения; и если не желал пострадать, то для того, чтобы предохранить евреев от погибели, которая должна была постигнуть их за грех против Него.

И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую. Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

Видишь ли орудия архиереев? Колья и мечи! Так-то они были миролюбивы! Так-то отличались духом кротости! «Один из двенадцати», сказал евангелист, чтобы показать, что, хотя Иуда был один из первых, несмотря на то, предался диаволу. Поэтому бойся и ты, человек, чтобы не ослабеть и не отпасть, хотя бы и был ты из ближайших к Иисусу! Иуда подает знак отчасти потому, что была ночь и они не могли распознать Иисуса; особенно же потому, что пришедшие взять Иисуса были не столько из простого народа, сколько из числа слуг архиерейских, которые, может быть, и вовсе не знали Иисуса. Ученик указывает им Учителя целованием. Зная человеколюбие Господа, он без зазрения целует Его. И Господь терпит до самого последнего часа, желая привести его к покаянию Своим долготерпением. Когда же они этим не вразумился, тогда Господь творит то, что они, как говорит Иоанн, пали на землю, чтобы хотя через падение познали силу Его. Но безумные и после этого не уразумели Его. Тогда Он предал Себя им. Иуду называет Господь «другом» в смысле укоризны за то, что он, как будто друг, дает Ему лобзание. «Для чего ты пришел»! То есть с каким расположением пришел ты сюда? Пришел ли ты как друг? Но в таком случае не следовало приходить с мечами и кольями. Или ты пришел как враг? Но для чего целуешь Меня? Таким образом изобличает его как льстеца.

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус, возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?

Извлекший меч был Петр, как говорит Иоанн (Ин 18, 10). А имел он при себе нож потому, что незадолго перед сим заклал Агнца, которого снедали на вечери. Мы не осуждаем Петра, потому что он поступил так, ревнуя не о себе, а об Учителе. Впрочем, Господь, приучая его к евангельской жизни, дает наставление не употреблять меча, хотя бы и за Бога кто думал совершать мщение. Отсечением уха Петр показывает, что иудеи болели непослушанием. Потом Господь приводит изречение закона, что убийца в возмездие сам должен быть убит, ибо закон говорит, что «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). А указывает этим на то, что иудеи, поднявшие на Него меч, будут истреблены от меча римлян. Далее, не сказал – могу представить двенадцать легионов Ангелов, но – могу умолить Отца Моего; так говорит, как человек, по Своей благопромыслительности, ради немощи учеников. После того как Он показал тогда в Себе много человеческого, например пот, страх, моление, Он не уверил бы, если бы сказал: Я сам могу представить легионы Ангелов. Вместо двенадцати учеников Мне представил бы Отец, говорит Он, двенадцать легионов Ангелов, если бы Я захотел (легион есть самый большой полк, состоящий из шести тысяч всадников). Но всему этому надлежит быть, чтобы исполнились Писания, предвозвестившие все сие. Впрочем, иудеи не потому злы, что предвозвестили о сем Писании, но поскольку иудеи имели все это совершить по собственной злой воле, то в Писаниях и изложено так пророками по внушению Духа Святого.

В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями – взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков.

He shows them their foolish enterprise, and that it did not depend on their effort to take Him. When I was with you in the temple, He says, you wanted to take Me: but because I would not let Me go, you could not hold Me. But now I voluntarily surrender myself to you, for I know that it is impossible to lie to the writings that have prophesied of your wickedness.

Then all the disciples, leaving Him, fled. And those who took Jesus took Him to Caiaphas the high priest, where the scribes and elders were assembled. And Peter followed him from a distance, to the court of the high priest; And going in, he sat down with the attendants to see the end.

The other disciples fled, and Peter, with a more ardent zeal for the Teacher, followed Him from afar. Although John also followed Him, it was not as a disciple, but as an acquaintance of the bishop.

The chief priests and elders and the entire Sanhedrin sought false testimony against Jesus in order to put Him to death, but did not find it; And, although many false witnesses came, they did not find them.

They take Jesus to Caiaphas, since he was a bishop that year. The rest also remained there all night, not eating the Passover, but waiting to kill the Lord, although they transgressed the law by not eating the Passover. While the Lord ate the Passover in the lawful time, they also despised the law, in order only to kill the Lord.

But at last two false witnesses came and said, He said, "I can destroy the temple of God, and build it in three days." And the high priest arose, and said to him, Why do you answer nothing? why do they bear witness against Thee? Jesus was silent. And the high priest said unto him, I adjure thee by the living God, tell us, art thou the Christ, the Son of God? Jesus said to him, "You have spoken."

Truly they were false witnesses! For Christ did not say, "I can destroy," but "destroy," and He did not say, "the church of God," but "this temple," that is, My body. Again he did not say, "I will create," but "I will create." So, it is clear that these are false witnesses who attributed to Jesus something that He did not say. Therefore, Christ, seeing their lawless judgment, was silent; for to those to whom the signs were unconvincing, how could justifications convince them? But the bishop, wishing to involve Him in blasphemy, continues to ask flatteringly, in order to condemn Him as a blasphemer, if He says: I am the Son of God, or to have Him as a witness against Himself, if He denies it. But the Lord, Who catches the wise in their deceit (1 Corinthians 3:20), answered thus: "Thou hast spoken," that is, thy lips confessed that I am the Son of God.