The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Ирод оставил трех сыновей: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелая назначил царем, а прочих тетрархами (четверовластниками). Иосиф убоялся идти в землю Архелая, то есть в Иудею, потому что Архелай подобен был отцу своему.

Но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские.

Галилея была земля не израильская, а языческая, поэтому иудеи смотрели на ее жителей с омерзением.

И, придя, поселился в городе, называемом Назарет.

Вопрос: Как же Лука говорит, что Господь пришел в Назарет спустя сорок дней по рождении, то есть после того, как принят был Симеоном, а Матфей здесь говорит, что Он пришел в Назарет по возвращении из Египта?

Ответ: Знай, что Лука сказал о том, о чем умолчал Матфей. Лука говорит, что Господь, проведя по рождении Своем сорок дней, пришел в Назарет, а Матфей повествует о том, что было между сим временем, то есть Господь бежал в Египет и потом из Египта возвратился в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: Лука говорит о прибытии в Назарет из Вифлеема, а Матфей о возвращении в Назарет из Египта.

До сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Какой пророк говорил о сем? Этого не находим ныне, ибо по нерадению евреев и по причине частых пленений много пророческих книг погибло. Впрочем, может быть, это пророчество известно было иудеям и по преданию. Назорей значит «освященный». Поскольку Христос свят, то прилично называться и «Назореем», ибо «святым Израилевым» Господь называется у многих пророков.

Глава третья

В те дни приходит Иоанн Креститель.

Иоанн послан был от Бога для обличения иудеев, чтобы они, познав свои грехи, покаялись и таким образом приняли Христа. Ибо кто не осознает своих грехов, тот не приходит в покаяние. Итак, послан был Иоанн.

И проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь.

Иудеи были горды, поэтому Иоанн побуждает их к покаянию.

Ибо приблизилось Царство Небесное.

Царствием Небесным называет первое и второе Пришествие Христа и добродетельную жизнь. Ибо если мы, живя на земле, ведем себя по-небесному, живем без страстей, то имеем Царствие Небесное.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40: 3).

«Путем» называет Евангелие, а «стезями» – законные учреждения. Поэтому как бы так говорит: будьте готовы к евангельской жизни и законные заповеди творите право, то есть духовно, ибо прав – дух. Итак, когда ты видишь, что иудей разумеет подзаконный порядок плотским образом, скажи, что он не творит стезей правых, то есть не духовно понимает закон.

Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса.

Иоанн располагал к покаянию и словом и самим видом своим, ибо носил одежду плачевную. Говорят, что верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым, он чист, потому что отрыгает жвачку, и нечист, потому что имеет нераздвоенные копыта. Поскольку же Иоанн приводил к Богу и мнимо чистый народ – иудейский, и нечистый – языческий и был срединою между Ветхим и Новым Заветом, то он и носил одежду из верблюжьих волос.

И пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.