The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel
Крестится чистый, чтобы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, чтобы впоследствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку. Возбраняет же Ему Иоанн для того, чтобы зрители не подумали, что и Он, подобно многим другим, крещается в покаяние.
Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Предтеча имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием, а воплотившийся Христос очистил всех. Не смел сказать: и Ты ли крестишься от меня? но и «Ты ли приходишь?» Так был он смирен!
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Теперь, говорит, уступи. Будет время Моей славы, но теперь Я не обнаруживаюсь. Правдою называет закон. Человеческая природа, говорит, подверглась проклятию, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил все предписания закона, остается одно: то есть креститься. Совершив это, Я освобожу человеческое естество от клятвы. Это Мой долг.
Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды.
Иисус крестится, будучи тридцати лет, так как до этого возраста человек совершает все грехи. В первом возрасте преобладает неразумие, во втором, то есть юношеском, – сильный пыл похоти и гнева, а в тридцать лет, когда человек делается совершенным мужем, – любостяжание. Таким образом, Иисус выждал этот возраст, чтобы во всех возрастах исполнить закон и очистить нашу природу и подать нам силы побеждать страсти. Манихеи говорят, что Он тело свое сложил в Иордане и принял другое, призрачное тело. Но их лукавые уста заграждаются сими словами: «вышел Иисус», то есть вышел не другой, а тот же, кто сошел в воду.
И се, отверзлись Ему небеса.
Адам заключил их, а Христос отверзает, чтобы ты знал, что и ты отверзаешь их, когда крестишься.
И увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
Сходит Дух во свидетельство того, что Крещаемый больше крещающего. Иоанна иудеи почитали великим, а Христа не так. Все видели, что Дух сходил на Иисуса, чтобы не подумали, что голос:
И се, глас с небес глаголющий
относился к Иоанну, но чтобы все, видя Духа, уверовали, что сей глас относился к Иисусу. Сошел в виде голубя по причине незлобия и кротости голубя. Притом голубь есть самая чистая птица, так что он и не садится там, где есть нечистота, так и Дух Святой. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучец, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя: там – сучец масличный, здесь – милость Бога нашего.
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.