The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Смотри, какие они послушные люди! Тотчас последовали за Ним. Впрочем, видно, что это было второе призвание. Они и прежде, при жизни Иоанна, слушали Христа, но оставили Его, а теперь, увидев Его, тотчас опять последовали за Ним.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их.

Пропитывать отца, и притом честными трудами, – великая добродетель.

Починивающих сети свои, и призывая их.

Они были бедны и поэтому, не имея возможности купить новых, починивали старые.

И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Сам Зеведей, кажется, не уверовал, и поэтому они оставили его. Видишь, когда нужно оставлять отца? Тогда, когда он препятствует в добродетели и благочестии. Увидя, что первые последовали за Христом, и они – сыны Зеведеевы, – подражая им, тотчас пошли за Ним же.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия.

Ходил в синагоги еврейские для того, чтоб видели, что Он не враг закона.

И исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Начинает со знамений для того, чтобы поверили Его учению. Недуг1 есть долговременная болезнь, а язва2 – непродолжительное расстройство в теле.

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

Вопрос: Почему Христос не спрашивал о вере никого из приведенных?

Ответ: Потому что это самое уже было делом веры, что их привели издалека. Лунатиками (месячными) называет беснующихся. Демон, желая уверить людей, что звезды злотворны, выжидает полнолуния и тогда мучит, чтобы за причину страдания приняли луну и бесславили создание Божие, как и заблуждались манихеи.

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава пятая

Увидев народ, Он взошел на гору.

Восходом на гору Господь научает нас ничего не делать по тщеславию и напоказ. Видя великое множество собравшегося к нему народа, Он сел и начал учить его не в городе, не на площади, чтобы видели Его многие и хвалили, но на горе, в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеление.

И, когда сел, приступили к Нему ученики Его.