The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel
Называется путем моря, потому что лежит на пути к морю. «Свет великий» означает Евангелие. И закон был свет, но малый. «Тень смертная» есть грех, поскольку она есть подобие и образ смерти, ибо как смерть объемлет тело, так грех – душу. Свет «воссиял» нам, ибо мы не искали его, но он сам воссиял для нас и просветил нас, сидящих во тьме.
С того времени Иисус начал проповедывать.
Иисус начал проповедовать со времени заключения Иоанна, потому что ждал, чтобы сперва Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему надлежало идти, подобно как рабы приготовляют путь своим повелителям. Будучи равен Отцу, Господь имел в Иоанне своего пророка, так же, как Отец Его и Бог имел пророков до Иоанна. Впрочем, и сии были пророками как Отца, так и Сына.
И говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Царство Небесное есть и Христос и добродетельная жизнь. Ибо когда кто живет на земле как Ангел, не небесный ли он? Итак, в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем по Евангелию.
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
Симон Петр и Андрей были ученики Иоанна, и еще при жизни Иоанна видели Христа, и слышали о Нем от Иоанна: «вот Агнец Божий». Но когда увидели, что Иоанна связали, они опять возвратились к рыбарской жизни: там Иисус, идя около моря, уловил их.
И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
Смотри, какие они послушные люди! Тотчас последовали за Ним. Впрочем, видно, что это было второе призвание. Они и прежде, при жизни Иоанна, слушали Христа, но оставили Его, а теперь, увидев Его, тотчас опять последовали за Ним.
Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их.
Пропитывать отца, и притом честными трудами, – великая добродетель.
Починивающих сети свои, и призывая их.
Они были бедны и поэтому, не имея возможности купить новых, починивали старые.
И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Сам Зеведей, кажется, не уверовал, и поэтому они оставили его. Видишь, когда нужно оставлять отца? Тогда, когда он препятствует в добродетели и благочестии. Увидя, что первые последовали за Христом, и они – сыны Зеведеевы, – подражая им, тотчас пошли за Ним же.
И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия.
Ходил в синагоги еврейские для того, чтоб видели, что Он не враг закона.
И исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Начинает со знамений для того, чтобы поверили Его учению. Недуг1 есть долговременная болезнь, а язва2 – непродолжительное расстройство в теле.
И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
Вопрос: Почему Христос не спрашивал о вере никого из приведенных?