The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Чтобы апостолы не думали, что их будут гнать за учение, противное Христову, успокаивает их, говоря, что и пророков, бывших прежде них, гнали за добродетель, поэтому их страдания должны успокаивать вас.

Вы – соль земли.

Пророки посылались к какому-нибудь одному народу, а вы – соль для всей земли, исправляющая беспутных учением и обличениями, чтобы они не порождали непрестанно червей. Поэтому не оставляйте горьких обличений, если бы ненавидели и стали гнать вас.

После сего Он говорит:

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Если учитель потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять и разленится, то чем исправится? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению.

Вы – свет мира.

Сперва соль, потом свет. Учение сначала неприятно, потому что обличает человека, но потом оно делается утешительным, ибо просвещает ум его. Кто обнаруживает делаемое втайне, тот есть свет мира: «все бо являемое свет есть» (слав.). Апостолы просветили не один народ, но весь мир.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

Так поучает их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, ибо на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете укрываться в каком-нибудь углу, нет, вы будете на виду у всех, а потому старайтесь жить непорочно, чтобы не сделаться соблазном для других.

И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Я, говорит, зажег в вас благодатный свет и поставил на высоте, чтобы вы светили всем. Чтоб этот свет благодати не погас в вас и чтобы свет вашей жизни светил и другим – это дело вашего подвига. Поэтому Он говорит:

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не сказал: вы показывайте свою добродетель, это нехорошо – но «да светит» она сама, так чтобы и самые враги наши подивились и прославили – не вас, но Отца вашего Небесного. Поэтому, когда мы делаем доброе дело, то должны делать его не для своей славы, а для славы Божией.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Так как Он намеревался ввести новые законы, то, чтобы не почли Его противником Божиим, Он в отвращение такой мысли говорит: «не нарушить пришел Я, но исполнить». Как же Он исполнил его? Во-первых, Он исполнил его совершением всего сказанного о нем пророками. Поэтому и евангелист часто говорит: «да сбудется реченное» тем или другим пророком. Он исполнил и все предписания закона: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9). Он исполнил закон и в том смысле, что восполнил его, ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень. Закон сказал: «не убий», а Христос: и не гневайся напрасно. Подобно как живописец не изглаждает начального очертания, но проясняет и дополняет его.

Ибо истинно говорю вам.

Истинно – частица утвердительная, означающая то же, что «ей, истинно».

Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Здесь показывает, что мир прейдет и изменится. Поэтому говорит, что пока стоит вселенная, не прейдет ни малейшая буква из закона.