-Епископ Немесий Эмесский-О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА-Главы 1-5-[П??? ?????? ????????. De natura hominis]1 -ГЛАВА I2 -Многими,

15 Ср. Дамаскин, op. cit. (по рус. пер. стр. 83).

16 Т.е., природы каждого вида творения.

17 Тенденция, особенно рельефно выраженная у стоиков: ср. Sext. Empir.: ??? ???????? ??????? ?? ??? ??? ????? ? ???? (простой, голой связью) ?????????, ?? ?? ??? ?????? , ?? ?? ??? ?????; ср. другие выдержки у Ogereau Essai sur le syst?me pbilosopbique des Stoiciens, Paris 1885, pag. 35-36; ср. слова Хризиппа и Цицерона у Ritter et Preller Historia philosophise graecae et romanae, p.385; ср. ниже примеч. 32.

18 В лат.: alendi sui causa: ср. Аристотель "О душе", пер. Снегирева, стр. 22.

19 В лат.: Aedificator mundi Deus, в греч. подразумевается ??????????.

20 Matth. (Var. lectiones, p.41) поясняет: ???????????, quod habet facultatem progrediendi et mutandi loci.

21 Греч.: ??? ???????? (=urticas marinas); см. Aristotle Historia animal. IV, 6.

22 Буквально: осязательное ощущение.

23 Скобки подлинника; в лат. пер. этих слов нет.

24 Aristotle Historia animal. lib. I, cap. 1.

25 В греч. D. 1, A. 1 и 2 в скобках добавлено: ??? ????????? — защищается.

26 В лат. пер. полнее: "называют именем, соединенным из животного и растения, ???????".

27 У пер.: черепокожных — ред.

28 ?? ??? ?????? (=terrae intestina); Аристотель "De generat. animal." III, 11 говорит: т? ?? ????????? ??? ?????? ???????? ???? ????? (имеют природу червяка); у Con. переведено vermes.

29 У пер.: к далекому передвижению — ред.

30 Имеется в виду постепенность и последовательность в творении; ср. лат. пер.

31 Вместо ??????? Math. (addenda, p. 406) догадывается — ??????? (щебечущих, ласточек); о них упоминает Василий Великий VIII Homil. в "Беседах на Шестоднев",: ?? ??? ??? ??????? ??? ????? ??? ??????? ????? ("одни из птиц говорливы и болтливы"), см. рус. пер. "Творения св. Василия Великого", ч. I, стр. 119: "Действительно, какое особенное разнообразие можно отметить в каркании ворона?.. Ласточка или соловей — иное дело..."

32 Греч, ?????????, в лат. переводах: nuntius, index, interpres; можно передать: "сделав ее (т.е. речь) показателем, истолкователем душевных состояний".

33 См. греч. буквально: "умственных" (??? ???? ???? ?????????).

34 Так же точно рассуждали о том, почему человек был создан последним, Василий Великий, Григорий Нисский, Лактанций и другие. Василий Великий (21 in aliq. script loc.) говорит, что человек был создан "последним потому, что (Бог) приготовил ему, как бы домовладыке, преисполненный дом. Бог сотворил небо, как бы некоторое естественное покрывало, а затем — землю, предуготовляя опору (основание — ?????? ) для ног человека". Григорий Нисский замечает, что "было бы несообразно ??? ??????? ??? ??? ????????? ??????????". Лактанций в Instit. lib. VII говорит: "Mundum non propter se Deus fecit, sed propter hominem, qui eo utitur: ita ipsum hominem propter se ..., seilicet, ut esset, qui opera Ejus intelligeret". Ср. И. Дамаскин "Точное изложение православной веры", II кн., 11 гл. (начало) и др.

35 По мнению Matth., Немесий имеет в виду ангелов (Var. lectiones, p. 44).