Протоиерей Георгий Нейфах-О СТРАСТЯХ И ПОКАЯНИИ-Аскетика для мирян-Содержание-От издателей1-Несколько слов

Итак, нам важно поймать момент, когда следует остановиться в приеме пищи. Здесь существует один прием. Чревоугодие – это страсть души, но оно сильно связано с телом. И здесь есть телесный момент растяжения желудка. Об этом и Отцы писали46. Мы это знаем на основании современной физиологии и медицины, а Отцы это писали на основании опыта. Действительно, не только развращение наше, но и сама потребность организма снижается. Сигнал о насыщении подается при меньшем количестве пищи. На чем мы часто ловимся? На том, что нам вкусно, и мы в азарте слишком быстро едим, не прислушиваясь к себе. А сигнал от нашего желудка до нашей головы доходит за некоторое время. Не как у жирафа, но все-таки за какое-то время. И если мы это время опережаем, то сигнал приходит тогда, когда мы уже объелись. Едим, едим, вроде все нормально, потом: «ой!», и мы можем только выйти и куда-то лечь, даже не выйти, а выкатиться. Со временем появится некоторый опыт. Вот мы едим и сделали паузу, вроде бы небольшую, буквально достаточно минутной или двухминутной паузы, чтобы мы поняли: вот, теперь всё. А дальше, как говорится, надо упираться рогом. Желательно при этом не кричать на весь стол, что я борюсь с чревоугодием, что я уже насытился.

О блуде

Следующая страсть, которая в аскетических творениях святых Отцов всегда разбирается после страсти чревоугодия, это страсть блуда. Обычно эти трактаты написаны монашествующими и, в каком-то смысле, для монашествующих. Война с плотью для монашествующих имеет особое значение в жизни. Мы знаем, что Господь благословил брак и, как говорится в чине венчания, «еже из него чадотворение», то есть законное супружество, супружеские отношения и чадорождение. Существующее полународное мнение, что нормальное супружество есть грех, совершенно неправильно и противоречит и Священному Писанию, и церковному уставу. Мы знаем, что Господь был на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1–10), благословил этот брак и тем самым узаконил супружество, что неоднократно потом было подтверждено в Посланиях апостольских47. Раньше все церковные должности, даже епископские, могли заниматься людьми женатыми, не обязательно монашествующими. Это впоследствии, с падением нравов христианских, для сохранения большей чистоты, ревности и подвижничества в высшем священноначалии, было постановлено Православной Церковью, чтобы епископат набирался только из монашествующих48. Первые святители первых веков христианства могли быть в супружестве. Такие великие святые, как, например, святитель Спиридон Тримифунтский, имели жену и детей49. Существуют и другие подобные примеры.

Преподобный Иоанн Лествичник по поводу мнения, уже существовавшего в его время (время расцвета монашества), что только в монашестве достигается истинная святость, что жизнь в супружестве есть грех, писал, что пусть таковые не забывают, что ключи Царства Небесного были Господом вручены человеку, имеющему тещу, – апостолу Петру50. Мы знаем из Писания, что у него была теща (см.: Мф. 8, 14), следовательно, была жена, была семья.

Однозначно из Евангелия, апостольских Посланий, из всего учения Церкви следует, что жизнь супружеская и законы супружеские Господом благословляются. Они признаны соответствующими человеческому естеству. Есть и противоположная точка зрения: раз эта жизнь признана соответствующей человеческому естеству, то, значит, жизнь монашеская является неестественной. Хулители могут говорить еще сильнее – противоестественной. Такое мнение есть и внутри Церкви, и за стенами ее – среди протестантов всех сортов. А раз она неестественна, то, следовательно, она является искажением и вредом.

Это мнение Церковь отсекала всегда, и тот же преподобный Иоанн Лествичник в одном из своих произведений писал: «Посмотри, кто исцеляет болящих, кто воскрешает умерших». Он призывал обратить внимание на подвижников его времени. Кто это делает, люди женатые? Нет, это делают монахи (Слово 2, гл. 9). Высшая святость, как правило, наблюдается в чине монашеском. Хотя, конечно, может она достигаться и в супружестве. Мы с вами вспоминали как-то, что Макарию Великому для смирения дважды указывались в качестве примера для подражания люди, имеющие семью. Макарий Великий – инок, который прожил 90 лет и из них большую часть провел в пустыне, в безмолвии, в уединении. Господь дважды посылал его в город, чтобы указать ему, как пример более высокой жизни, сначала сапожника александрийского, который имел семью51, а потом двух женщин, которые хотели принять монашество, но по воле родителей вышли замуж и проводили добродетельную жизнь в семьях52.

Среди сонма святых, прославленных Церковью, мы найдем множество людей, которые имели семьи. Я уже приводил пример Спиридона Тримифунтского, но можно найти немало и других примеров, как в прежнее время, так и в наше. Среди них и мученики, и преподобные, и праведные. Например, недавно прославленный московский священник праведный старец Алексий Мечев и многие другие. Но высшие плоды святости, как правило, наблюдаются в монашестве. Именно поэтому Церковь не признает этот вид жительства противоестественным или неестественным, но ублажает его и считает выше естественного или равноангельным. То есть таким, когда человек благодатью Божией дерзает переступить через границы человеческого естества и вести жизнь, подражательную ангелам. Человеку это невозможно, но благодатью Божией это возможно для человека (Мф. 19, 26). На это тоже есть прямые указания Самого Господа, когда Он говорит о том, что блаженны скопцы, которые исказили себя ради Царствия Божия (Мф. 19, 12). Извращенное толкование этого является основанием для секты скопцов. Мы о ней даже говорить-то не будем, говорить о них противно. Церковь всегда трактует эти слова как благословение на монашескую жизнь53. Блаженны те, кто ради Царствия Божьего дерзают на равноангельное житие. На то, что это житие благословляется, показывают также многие примеры из Ветхого Завета. Среди великих пророков мы знаем людей, имевших семью и рождавших детей и даже имевших многих жен, как пророк Давид. Но были и такие особые избранники Божии, которые еще до благодати Христовой вели жизнь девственную. Среди них пророк Илия-боговидец, вознесенный на огненной колеснице на небо, и величайший среди рожденных женами, по словам Самого Господа, Иоанн Предтеча (Мф. 11, 11). В Новом Завете множество учеников Христовых, в частности апостол Павел, пребывали в девстве и называли эту участь лучшей. Апостол Павел писал, что семья благословляется Господом, но безбрачным духовная жизнь дается легче. Состоящие в супружестве «будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль», – добавлял он (1 Кор. 7, 25–26, 28).

Итак, Церковь ублажает монашеское житие как равноангельное, вышеестественное, но, благодатью Божьей, доступное для немощного человеческого естества; блаженное, но не всем доступное и необязательно требуемое; не необходимое для спасения и даже для святости и не всем благословляемое. Мы знаем примеры из житий святых, когда ревностные люди, желавшие иноческой, монашеской жизни, благословлялись через угодников Божьих, обитающих на небесах и являвшихся им, или живущих, которые изрекали волю Божию о том, что им надлежит вступить в брак. Известно множество таких примеров54. Мы часто вспоминаем архимандрита Иоанна (Крестьянкина). К нему приезжали ревностные молодые люди обоих полов и начинали говорить с ним об иночестве, а он, сам возлюбивший монашество с детства, им отвечал: «А кто же будет преподобных рожать? Что же вы все в монастырь стремитесь?»

Поскольку среди нас иноков нет, мы будем вести разговор на мирском уровне, то есть мы будем говорить о тех и для тех, кто избрал себе стезю мирскую, то есть жизнь или с целью законного супружества в будущем, или в осуществляемом законном супружестве. Мир сейчас погряз в страсти блуда. Впрочем, во времена апостолов в мире языческом, в котором они проповедовали, тоже было на что «посмотреть» в этом плане. Так что, кто кого опередил, ушли ли мы вперед античных обществ Греции и Рима или мы все еще от них отстаем по этой части, судить трудно. Машины времени у нас нет. Должно быть, мы сейчас идем «ноздря в ноздрю». По сравнению с христианским обществом, которое было, не хочу сказать сто лет тому назад, а хотя бы двадцать лет назад, мир по части пленения страстью блуда за последние десятилетия ушел далеко вперед. Особенно российское общество теперь наверстывает то, что оно упустило в коммунистическом холодильнике, старается всеми силами догнать ушедшие вперед западные страны.

Теперь мир нападает уже не только на монашество, а нападает и на законы супружеской жизни, которые даны Господом в Святом Евангелии и через апостолов в Посланиях. Если раньше противоестественным называлось монашество, то теперь весь мир дружно говорит о том, что противоестественной является даже нормальная супружеская жизнь. Формируют это мнение мира умные дяди, носящие различные ученые степени, называющие себя философами, психологами, врачами. Они говорят, что это неопровержимо научно доказано. Давайте мы вспомним то, что должны хорошо знать и так. Какие законы нам, мирянам, дал Господь? Господь сказал: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 9). То есть мирянин должен иметь одну жену или жена должна иметь одного мужа. Кроме крайних случаев, второй брак не благословляется. Эти слова Божии были подтверждены апостолами в своих Посланиях. О тех, кто носит священный сан, говорится, что дьяконом, священником, епископом может быть только «одной жены муж» (Тит. 1, 6; 1 Тим. 3, 2, 12). Это касается всего христианского общества55. И христианство жило по этим законам много сотен лет. Конечно, всегда были из этих законов отступления и исключения. Но это были именно отступления и исключения. Так, из-за того, что всегда были воры, нельзя говорить, что честность является противоестественной для человека и он должен воровать. Воры всегда были. Прелюбодеи и блудники тоже всегда были. Но в массе верующие христианские души могли исполнять и с радостью исполняли это Божие постановление. Это подтверждает многосотлетний эксперимент, который сама жизнь поставила на многих миллионах людей. После этого могут выступать любые врачи. Они только доказывают, что ничего не понимают в своей врачебной науке. Могут выступать любые философы и психологи. Они только позорят сами себя. После этого все их нападки выглядят абсолютно беспочвенными.

Отчего же такое мнение торжествует в мире? Давайте вспомним, что было до Христа. Мы знаем, что Моисей именем Божиим разрешил избранному святому народу Божию отпускать мужу жену, писать разводное письмо и жениться на другой (см.: Втор. 24, 1). Почему? Господь, когда дает Свой закон единобрачия, отвечает: по жестокосердию вашему заповедовал вам это Моисей (см.: Мф. 19, 7–8). Зная, что жестокосердный народ иудейский, самый святой из всех народов, народ, имеющий истинного Бога и укрепляемый истинной верой, даже этот народ закон единобрачия исполнить не может. Так чем же объясняется, что мир не терпит законы Христовы? Оскудением благодати, отпадением от Церкви, разцерковлением мирского общества, и больше ничем. Ссылки на естество и науку – это все бред. Причина одна. И поскольку закон Божий дан на все времена – исполнение его возможно. Наша вера в отличие от многих философских учений никогда не ставит таких задач, которых человек не в силах выполнить. Любой человек, не какой-то избранный, особо от Бога одаренный. Для тех же, кто хочет быть совершенным, кто желает высшей святости, для них ставятся свои задачи56. Учение Божие дает нам все: и цель, и путь к этой цели, и силы для того, чтобы по этому пути идти. Итак, если причина того, что мир не несет этой заповеди, – его разцерковление, то, чтобы понести эту заповедь, нам надо воцерковляться.

Особый вопрос стоит о тех людях, которым Господь или не дает супружества по какому-то Своему промыслу, или их супружество завершается, например, какой-нибудь болезнью супруга или вдовством. Про них закон Божий и заповедь церковная говорят, что они должны жить в целомудрии. И опять же, Господь не говорит ничего, что превышает человеческие возможности. Если Он дает такую заповедь, то Он дает и силы для ее исполнения, если только мы будем стоять в Церкви Христовой. Как только мы выходим за ее пределы, то мы, как жестокосердный народ Израилев, конечно, и этого не можем понести. Хотя, если в народе Израилевом закон Моисеев разрешал разводы, то блуд (сожительство вне брака) он не разрешал никогда57. Значит, если в Ветхом Завете это было посильно человеку, то тем более посильно это ему и в Новом Завете. Нам нужно верить не словам мирским, что это вредно для здоровья, что это неестественно, что это невыносимо и неисполнимо, а уповать на слово Божие. Верить, что если Господь нам заповедовал, то Господь даст и силы к исполнению. Живя церковной жизнью, укрепляясь благодатью Божьей, через весь церковный строй, начиная от домашних молитв и кончая великими таинствами церковными, такими, как причастие, исповедь, соборование, мы получаем ту необходимую благодать Божью, которая укрепляет нас и утверждает на этом пути. Этот путь заповедан для всех. Если ты поставлен вне супружеской жизни – значит, это воля Господня о тебе, и с ней надо смиряться. На сегодняшний день это так, завтра может все измениться. А сегодня нужно смиряться, не роптать и спокойно ожидать воли Божьей, веруя в то, что воля Божья – благая и то, что с тобой происходит, это благо и хорошо для тебя. С этой верой мы вполне в силах исполнять заповеди Божии.

Конечно, мы знаем, что даже церковное общество сейчас ослабевает духовно. Нельзя сказать, что Господь никогда не благословлял второго брака. Второй брак не благословлялся только для лиц, имеющих священный сан. А для лиц, не имеющих священного сана и не желающих служить у престола Божия, второй брак разрешался в случае прелюбодейства супруга или супруги, в случае смерти супруга или супруги или еще в каких-то особых случаях. Со временем Церковь ради того, чтобы не отринуть от себя, не отвергнуть чад, которые все-таки допускают разводы, даже для повинной стороны разрешила второй и третий брак после понесения специальных наказаний, епитимий58. Кто-то из современных святых говорил, что Церковь первый брак благословляет, второй – допускает, третий – терпит, а четвертый – отвергает. Это те законы, в которых мы должны пребывать.

Следует также сказать про заповеди о супружеских постах, которые ограничивают супружескую жизнь. В супружестве, как во всяком, даже позволительном, движении плоти, мы должны проявлять воздержание, сдержанность, не давая ему полностью овладевать нами. Как в законном удовлетворении чрева пищею поставлены ограничения в виде постов, так же ограничения имеются и в законных супружеских отношениях. Накануне постных дней, среды и пятницы, накануне воскресных дней и больших праздников, в длительные посты, как вот сейчас – Великий пост, также в Рождественский, Петровский, Успенский посты благочестивые супруги, если они хотят исполнить закон Христов в супружестве, должны воздерживаться от супружеских отношений. Конечно, в это время не заключаются браки и не совершается венчание.