Протоиерей Георгий Нейфах-О СТРАСТЯХ И ПОКАЯНИИ-Аскетика для мирян-Содержание-От издателей1-Несколько слов

Итак, Церковь ублажает монашеское житие как равноангельное, вышеестественное, но, благодатью Божьей, доступное для немощного человеческого естества; блаженное, но не всем доступное и необязательно требуемое; не необходимое для спасения и даже для святости и не всем благословляемое. Мы знаем примеры из житий святых, когда ревностные люди, желавшие иноческой, монашеской жизни, благословлялись через угодников Божьих, обитающих на небесах и являвшихся им, или живущих, которые изрекали волю Божию о том, что им надлежит вступить в брак. Известно множество таких примеров54. Мы часто вспоминаем архимандрита Иоанна (Крестьянкина). К нему приезжали ревностные молодые люди обоих полов и начинали говорить с ним об иночестве, а он, сам возлюбивший монашество с детства, им отвечал: «А кто же будет преподобных рожать? Что же вы все в монастырь стремитесь?»

Поскольку среди нас иноков нет, мы будем вести разговор на мирском уровне, то есть мы будем говорить о тех и для тех, кто избрал себе стезю мирскую, то есть жизнь или с целью законного супружества в будущем, или в осуществляемом законном супружестве. Мир сейчас погряз в страсти блуда. Впрочем, во времена апостолов в мире языческом, в котором они проповедовали, тоже было на что «посмотреть» в этом плане. Так что, кто кого опередил, ушли ли мы вперед античных обществ Греции и Рима или мы все еще от них отстаем по этой части, судить трудно. Машины времени у нас нет. Должно быть, мы сейчас идем «ноздря в ноздрю». По сравнению с христианским обществом, которое было, не хочу сказать сто лет тому назад, а хотя бы двадцать лет назад, мир по части пленения страстью блуда за последние десятилетия ушел далеко вперед. Особенно российское общество теперь наверстывает то, что оно упустило в коммунистическом холодильнике, старается всеми силами догнать ушедшие вперед западные страны.

Теперь мир нападает уже не только на монашество, а нападает и на законы супружеской жизни, которые даны Господом в Святом Евангелии и через апостолов в Посланиях. Если раньше противоестественным называлось монашество, то теперь весь мир дружно говорит о том, что противоестественной является даже нормальная супружеская жизнь. Формируют это мнение мира умные дяди, носящие различные ученые степени, называющие себя философами, психологами, врачами. Они говорят, что это неопровержимо научно доказано. Давайте мы вспомним то, что должны хорошо знать и так. Какие законы нам, мирянам, дал Господь? Господь сказал: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 9). То есть мирянин должен иметь одну жену или жена должна иметь одного мужа. Кроме крайних случаев, второй брак не благословляется. Эти слова Божии были подтверждены апостолами в своих Посланиях. О тех, кто носит священный сан, говорится, что дьяконом, священником, епископом может быть только «одной жены муж» (Тит. 1, 6; 1 Тим. 3, 2, 12). Это касается всего христианского общества55. И христианство жило по этим законам много сотен лет. Конечно, всегда были из этих законов отступления и исключения. Но это были именно отступления и исключения. Так, из-за того, что всегда были воры, нельзя говорить, что честность является противоестественной для человека и он должен воровать. Воры всегда были. Прелюбодеи и блудники тоже всегда были. Но в массе верующие христианские души могли исполнять и с радостью исполняли это Божие постановление. Это подтверждает многосотлетний эксперимент, который сама жизнь поставила на многих миллионах людей. После этого могут выступать любые врачи. Они только доказывают, что ничего не понимают в своей врачебной науке. Могут выступать любые философы и психологи. Они только позорят сами себя. После этого все их нападки выглядят абсолютно беспочвенными.

Отчего же такое мнение торжествует в мире? Давайте вспомним, что было до Христа. Мы знаем, что Моисей именем Божиим разрешил избранному святому народу Божию отпускать мужу жену, писать разводное письмо и жениться на другой (см.: Втор. 24, 1). Почему? Господь, когда дает Свой закон единобрачия, отвечает: по жестокосердию вашему заповедовал вам это Моисей (см.: Мф. 19, 7–8). Зная, что жестокосердный народ иудейский, самый святой из всех народов, народ, имеющий истинного Бога и укрепляемый истинной верой, даже этот народ закон единобрачия исполнить не может. Так чем же объясняется, что мир не терпит законы Христовы? Оскудением благодати, отпадением от Церкви, разцерковлением мирского общества, и больше ничем. Ссылки на естество и науку – это все бред. Причина одна. И поскольку закон Божий дан на все времена – исполнение его возможно. Наша вера в отличие от многих философских учений никогда не ставит таких задач, которых человек не в силах выполнить. Любой человек, не какой-то избранный, особо от Бога одаренный. Для тех же, кто хочет быть совершенным, кто желает высшей святости, для них ставятся свои задачи56. Учение Божие дает нам все: и цель, и путь к этой цели, и силы для того, чтобы по этому пути идти. Итак, если причина того, что мир не несет этой заповеди, – его разцерковление, то, чтобы понести эту заповедь, нам надо воцерковляться.

Особый вопрос стоит о тех людях, которым Господь или не дает супружества по какому-то Своему промыслу, или их супружество завершается, например, какой-нибудь болезнью супруга или вдовством. Про них закон Божий и заповедь церковная говорят, что они должны жить в целомудрии. И опять же, Господь не говорит ничего, что превышает человеческие возможности. Если Он дает такую заповедь, то Он дает и силы для ее исполнения, если только мы будем стоять в Церкви Христовой. Как только мы выходим за ее пределы, то мы, как жестокосердный народ Израилев, конечно, и этого не можем понести. Хотя, если в народе Израилевом закон Моисеев разрешал разводы, то блуд (сожительство вне брака) он не разрешал никогда57. Значит, если в Ветхом Завете это было посильно человеку, то тем более посильно это ему и в Новом Завете. Нам нужно верить не словам мирским, что это вредно для здоровья, что это неестественно, что это невыносимо и неисполнимо, а уповать на слово Божие. Верить, что если Господь нам заповедовал, то Господь даст и силы к исполнению. Живя церковной жизнью, укрепляясь благодатью Божьей, через весь церковный строй, начиная от домашних молитв и кончая великими таинствами церковными, такими, как причастие, исповедь, соборование, мы получаем ту необходимую благодать Божью, которая укрепляет нас и утверждает на этом пути. Этот путь заповедан для всех. Если ты поставлен вне супружеской жизни – значит, это воля Господня о тебе, и с ней надо смиряться. На сегодняшний день это так, завтра может все измениться. А сегодня нужно смиряться, не роптать и спокойно ожидать воли Божьей, веруя в то, что воля Божья – благая и то, что с тобой происходит, это благо и хорошо для тебя. С этой верой мы вполне в силах исполнять заповеди Божии.

Конечно, мы знаем, что даже церковное общество сейчас ослабевает духовно. Нельзя сказать, что Господь никогда не благословлял второго брака. Второй брак не благословлялся только для лиц, имеющих священный сан. А для лиц, не имеющих священного сана и не желающих служить у престола Божия, второй брак разрешался в случае прелюбодейства супруга или супруги, в случае смерти супруга или супруги или еще в каких-то особых случаях. Со временем Церковь ради того, чтобы не отринуть от себя, не отвергнуть чад, которые все-таки допускают разводы, даже для повинной стороны разрешила второй и третий брак после понесения специальных наказаний, епитимий58. Кто-то из современных святых говорил, что Церковь первый брак благословляет, второй – допускает, третий – терпит, а четвертый – отвергает. Это те законы, в которых мы должны пребывать.

Следует также сказать про заповеди о супружеских постах, которые ограничивают супружескую жизнь. В супружестве, как во всяком, даже позволительном, движении плоти, мы должны проявлять воздержание, сдержанность, не давая ему полностью овладевать нами. Как в законном удовлетворении чрева пищею поставлены ограничения в виде постов, так же ограничения имеются и в законных супружеских отношениях. Накануне постных дней, среды и пятницы, накануне воскресных дней и больших праздников, в длительные посты, как вот сейчас – Великий пост, также в Рождественский, Петровский, Успенский посты благочестивые супруги, если они хотят исполнить закон Христов в супружестве, должны воздерживаться от супружеских отношений. Конечно, в это время не заключаются браки и не совершается венчание.

Таков закон. Подчеркиваю, что закон этот относится к благочестивым супружеским парам, то есть к тем бракам, когда супруг и супруга единомысленны, и ни в коем случае не должен применяться в других случаях. От нерассудительных, ревностных не по разуму людей можно услышать советы самому, независимо от своей супруги или супруга, устанавливать и твердо соблюдать это правило. Давайте мы вспомним, что говорит по этому поводу апостол. Он говорит, что по согласию, подчеркиваю, по согласию, воздерживайтесь во время поста, а потом опять будьте вместе (см.: 1 Кор. 7, 5). На этой основе и должно строиться исполнение супружеской заповеди. Оно должно быть по добровольному согласию обоих супругов. Даже в семье, где оба супруга стоят в вере, это согласие не должно вырываться супругом у супруги или супругой у супруга с давлением, с нажимом. Это должно быть, повторяю, добровольное желание обоих супругов угодить Богу и совершить свой брачный путь не по законам сластолюбия, а по законам Божиим. Стремиться и желать такого устроения нашей семейной жизни есть обязанность каждого из нас. Если у нас есть такая возможность, она осуществляется. А если наш супруг или супруга оказываются немощны или вовсе не хотят признавать эту заповедь, тогда Господь взыщет с нас желание нашего сердца. Само желание сердца вменится в действие.

Подводя итог законодательству о супружеской жизни, мы должны сказать, что Господь благословляет законное супружество и супружескую жизнь в нем с некоторыми правилами воздержания. Благословляет, как основной закон, единобрачие, то есть чтобы муж имел одну жену, а жена имела одного мужа. Только в исключительных случаях допускаются повторные браки, которые уже не приравниваются к первым, а допускаются по немощи человеческой природы. Законное супружество не является грехом, его законно желать, о нем можно молиться. Составлены специальные церковные молитвы, есть святые покровители, которые помогают невестам найти женихов, а женихам найти невест, соединить избранные Богом пары друг с другом. Без специальных причин не благословляется изменение своего супружества, то есть брать вместо одной жены другую, вместо одного мужа другого. И возбраняется блуд, то есть сожительство вне супружества для тех, кому по какой-то причине Господь супругов не посылает или супругов лишил. Что здесь имеется в виду? Нужно уточнить, что понимается под сожительством внебрачным. Когда люди вступают в брак, даже если это брак верующего с неверующим, который не может венчаться, они обещают друг другу быть вместе до конца своих дней и вести общую жизнь: делить все горести и радости вместе, совместно рождать и воспитывать детей. Если это такой союз, то это супружество. А если это союз, даже если люди живут вместе, вместе ведут хозяйство, когда подразумевается, что мы живем вместе, пока нам хорошо, а будет плохо – разойдемся, расстанемся, потому что нас ничего не связывает, то это чистой воды блуд, то есть внебрачное сожительство.

Часто возникает вопрос о гражданской регистрации брака: имеет ли она какое-нибудь значение? Приходится слышать слова: «Вот венчание – это да, а это – всего лишь бумажка, в государственном загсе полученная». Как правило, отсутствие этой бумажки свидетельствует о наличии у кого-нибудь из членов этого двойственного союза тайной мысли: «Я пока живу, а не понравится – уйду». Есть исключения из этого правила, когда люди в силу каких-то обстоятельств не расписываются. Но обычно, как бы ни произносилось, что бумажка – это пустое, что она не имеет значения, на самом деле тайная причина заключается в этом. Поэтому государственная регистрация супружества является одним из важных шагов к тому, чтобы это была настоящая семья.

То, что я пока говорил, напрямую не относится к теме нашего разговора, потому что я говорил о действиях, а мы должны говорить о страсти, которая действует внутри нас. Однако важно прояснить, какие действия Господом благословляются, а какие – воспрещаются, чтобы мы могли познать страсть, которая уводит нас от пути законного к пути беззаконному. Но как раз о страсти мне сильно распространяться не хочется. Не зря эти отношения называются интимными, в них должны входить те двое, которые в них участвуют, и духовник. Много о них разговаривать в таких общественных собраниях и не нужно, тем более что проблемы у всех индивидуальные. Тем не менее несколько слов мне хотелось бы сказать по этому поводу.

Конечно, в миру ситуация с этой страстью не такая, как в монастыре. В монашестве люди пребывают как бы выше человеческого естества и должны все время поддерживать себя на этой сверхъестественной высоте. Подобные страсти нападают на людей, конечно, и в мирском обществе, ибо состояние у всех разное, а дьявол один. Эта страсть, как и всякая страсть, никогда не находит себе удовлетворения. Мы говорили про чревоугодие: никогда нельзя сказать, что чревоугодие требует определенной конкретной вещи. Скажем, церковное правило запрещает в пост пить молоко, а чревоугодие просит этого молока. Если бы оно было необходимо, Господь бы это разрешил.

Все страсти ненасытны. Это те рожцы из евангельской притчи, которые блудный сын, удалившись из дома Отчего в страну греха, вкушает и не может ими насытиться вдоволь (см.: Лк. 15, 11–32). Страсти никогда не могут напитать ни душу, ни тело. Вспоминая о телесных страстях, мы говорим, что принцип христианской жизни – дай телу то, что ему положено, и не давай ему лишнего. Страсть же всегда стремится к лишнему. У нее практически нет предела. Чревоугодник может умереть от объедения. Такие случаи бывали. Так же и блудник никогда не насыщается блудом. Поэтому и в миру мы, ведя жизнь в пределах человеческого естества, все равно все время находимся в опасности, так как страсть блуда живет в нас и толкает выйти из этих рамок. Она никогда не удовлетворится. Что бы мы ей ни позволили, она все время будет искать другого, другого, другого...

Что говорит об этом аскетическая литература? Она говорит о том, что страсть блуда затрагивает совместно и плоть, и душу. Страсти есть болезни души. Страсти живут в душе, а не во плоти. Плоти Господь разрешил давать то, что она требует. Например, при чревоугодии мы имеем право насытить плоть, нам запрещается ее пресыщать. А страсть души требует пресыщения вкусом или пресыщения количеством пищи. Итак, страсть чревоугодия живет в душе, но опирается в своих действиях на свойство нашей плоти. На то, что наша плоть не подчиняется душе. На разлад, который произошел после грехопадения человека, во всем его строе. На то, что плоть наша как бы испорчена. То же самое касается и страсти блудной. Она обитает в душе. То, что требуется плоти по ее естеству, Господь благословил и разрешил. Но развращенная душа, совместно с испорченной грехопадением плотью, воюет с этой заповедью Божьей и требует большего, большего и большего, никогда не останавливаясь. Поскольку эта страсть так же, как и страсть чревоугодия, имеет основания и в душе, и во плоти, то с ней заповедано бороться и через душу, и через плоть. Только таким образом мы можем ее победить. Об этом говорит нам аскетическая святоотеческая литература59.