Протоиерей Георгий Нейфах-О СТРАСТЯХ И ПОКАЯНИИ-Аскетика для мирян-Содержание-От издателей1-Несколько слов

Одна из постоянных участниц этого семинара по собственной инициативе приносила с собой диктофон, и вот эти беседы перед нами. В переводе их с разговорного языка в письменную форму приняли участие батюшкины друзья и духовные чада: Ольга Меньшикова, Алексей Горбань, Анна Латушинская, Леонид Кондратьев и Дмитрий Татаренков. Руководил этой работой иерей Вадим Ружицкий. В выпуске книги помогли друзья отца Георгия по 2-й московской школе, друзья-коллеги времен работы его на научном поприще и духовные чада.

Через полтора года после этого Великого поста батюшки не стало. Его отпевание в построенном им Успенском храме города Курчатова, не вместившем всех желающих соборно помолиться об упокоении души новопреставленного, совершил архиепископ Курский и Рыльский Герман в сослужении нескольких десятков священников и дьяконов.

«Уже с первого разговора с отцом Георгием, – сказал владыка Герман в своем слове на отпевании, – я понял, что это добрый, ревностный, высокообразованный, культурный, просвещенный пастырь. Отец Георгий любил Бога, Святую Церковь, людей и отдавал пастырскому служению всего себя. Поэтому мы смеем надеяться, что Господь Бог упокоит его душу в селениях праведных и воздаст ему, как верному своему служителю, достойную награду. Аминь».

Елена Нейфах

* * *

«Отцы составляли свои наставления, применяясь к обстоятельствам времени и к положению тех иноков, которым они посвящали труд свой. По этой причине почти все монашеские сочинения святых Отцов имеют свою особенную цель, свою односторонность. По этой причине и в цветущие времена монашества невозможно было каждому иноку приложить к себе сряду все, что написали Отцы: тем более такое приложение невозможно в наши времена, и многие, попытавшиеся сделать это, потрудившись много, приобрели очень мало. В наше время, когда мы отделены многими веками от обычаев и положения, в недре которых жительствовали и произносили свое учение Отцы, применение учения их к современному положению иночества в нашем отечестве представилось особенно нужным и обещающим принести пользу». Так обосновывал целесообразность своих трудов святитель Игнатий (Брянчанинов) (Поли. собр. творений. Т. V. Заключение. О удобоприменимости изложенных правил к положению современного монашества). С тех пор прошло полторы сотни лет. Вряд ли в истории человечества был период, когда условия жизни менялись бы столь стремительно, как за этот срок. Теперь очевидна необходимость, для удобовосприятия современными христианами, перелагать и растолковывать не только древних Отцов, но и самого святителя Игнатия, святителя Феофана Затворника, преподобных Оптинских старцев и иных великих подвижников XIX века. Для этой цели и был поднят труд по подготовке к изданию данной книги. Существенным ее отличием от трудов святителя Игнатия является то, что она обращена не к монашествующим (хотя надеемся, что и монахи смогут почерпнуть из нее много полезного), а к мирянам.

Изначально беседы были записаны на аудиопленку, а потом переложены на бумагу и отредактированы. Этим обусловлен их разговорный характер. Сам автор вряд ли мог предположить, что его беседы могут быть опубликованы. Но после смерти отца Георгия у его духовных чад и единомышленников явилось желание донести слово пастыря до как можно большего числа христиан. При редакции беседы были снабжены ссылками на цитаты и пояснениями. Цель этого была двоякая: во-первых, показать, что слова отца Георгия находятся в контексте евангельского и святоотеческого учения, а во-вторых, переадресовать наиболее ревностных читателей к первоисточникам.

Эпиграфом для этой книги могут служить слова отца Георгия: «Наша цель – не абстрактное знание, а победа над грехом».

В христианском мире все чаще приходится слышать завуалированные рассуждения или даже прямые слова о том, что современному человеку невозможно исполнять евангельские заповеди, по крайней мере некоторые из них. Беседы отца Георгия с необыкновенной ясностью и силой доказывают, что исполнение заповедей Христовых не только возможно, но более того – это единственно правильный путь для христианина любой эпохи.

Иерей Вадим Ружицкий

О ПОКАЯНИИ

Покаяние есть дверь милости; сею дверию входим в Божию милость, и кроме этого входа не обретешь милости.