В.М. Острецов-ЧЕРНАЯ СОТНЯ И -КРАСНАЯ СОТНЯ-МОСКВА -ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО-Военно-патриотическое литературное объединение

Русская Монархическая партия отводила решающую роль Церкви. Сам Грингмут был женат на русской и принял православие. В лицее имени царевича Николая Александровича, где Грингмут был долгое время директором и преподавателем, религиозное воспитание было поставлено да должную высоту. Партия находилась под непосредственным покровительством св. Иоанна Сергиева Кронштадтского.

Заседания, собрания, чтение докладов проходили в здании Исторического музея и Епархиальном доме. Собрания начинались молитвой, церковными песнопениями, а заканчивались принятием текстов всеподданнейшего адреса или изъявлением соболезнования семьям погибших мужа, отца, сына от рук революционеров. Верным защитником престола и алтаря стали телеграммы с выражением благодарности.

По этому образцу проходили собрания всех монархических организаций. Орган Русской Монархической партии «Московские Ведомости» постоянно подвергался преследованию властей, а Грингмут однажды (в 1906 г.) был привлечен к суду за напечатание «Руководства черносотенца-монархиста». В вину ставилось «возбуждение вражды одной части населения против другой». Грингмут отверг обвинения и объяснил, что то, что еврейская печать называет погромами, есть реакция людей на насилия над ними.

С осени 1905 г. Русская Монархическая партия организует в помещении Исторического музея чтения для рабочих по богословию, литературе, русской истории, искусству, гигиене, географии, политэкономии. Всего за 1905 г. 92 лекции, за 1907 — 516. Кроме того, распространяются брошюры тиражами до 100 000 экз. по политическим вопросам. За 2 года деятельности Русской Монархической партией было открыто около 60 отделений в городах России, особенно на Юге и Юго-Западе.

В марте 1905 г. из так называемого «шереметьевского» кружка образуется еще одна крупная монархическая организация — «Союз Русских людей». Его главными деятелями были архимандрит Анастасий, знаменитый историк Дм. И. Иловайский, издатель и редактор газеты «Кремль», автор 5-томной Истории России и многих других исторических сочинений граф Гудович, а также Сергей Шарапов, Г. Щербатов, М. М. Петров-Соловово, кн. Гагарин, братья Павел и Петр Шереметевы, Ф. Голицын, Тучков, В. Урусов.

В отличие от Русской Монархической партии Союз русских людей выступал в начале своей деятельности (1905-1906 гг.) за созыв сословного Земского Собора. Чиновничий корпус присвоил себе прерогативы царской власти. Царь должен слышать голос самого народа, быть к нему лицом к лицу. Созыв Государственной Думы по принципу западноевропейского парламента недопустим: политические партии всегда преследуют лишь свои личные, эгоистические цели. Власть в таком партийном парламенте всегда принадлежит тем, у кого меньше совести, больше денег и наглости. Интеллигенция и бюрократия в России состоят из «жидов» или людей, ими одурманенных и подкупленных, что несложно, так как большая часть банков и торговли принадлежит евреям. От этой «ожидовелой» интеллигенции идет революционная зараза...

Эти взгляды были общими для всех правых организаций.

В отношении к русской народности в 3-м отделе программы «Союза Русских людей» говорилось: «Русскому племени, как создателю огромного и могущественного государства и собирателю земли, принадлежит и главная роль в государственном строительстве. Это не право и не привилегия, не гегемония, основанная на властолюбии, а мировое призвание России и ее тяжкая историческая повинность».

В области религиозной Союз считал необходимым:

1. Восстановление Патриаршества, для чего следует незамедлительно приступить к подготовке поместного Собора.

2. Следует организовать все русские население в приходские общины, так чтобы жизнь Церкви и жизнь людей составили одно нерасторжимое целое.

3. Каждый народ может исповедовать свободно свою религию. Преимущество православия должно выражаться только в свободе миссионерской деятельности в пользу обращения других народов в православие.

4. Введение военной диктатуры.

«Евреи, — писал С. Шарапов в «Русском Деле», — останутся вечными и непримиримыми врагами самодержавия, ибо оно сразу парализует их усилия покорить себе Россию». В самой программе «Союза Русских людей» эта тема получила подробное освещение: «Мы с радостью приветствовали бы братство и равноправие с евреями, если бы история всего мира неопровержимыми фактами не доказывала. что народ Израильский во все времена своей самостоятельной или государственной жизни или в качестве пришельца являлся народом, преследующим свои исключительные права на миродержавство и принципиально враждебным всем другим племенам, на которые он из своей национальной общины смотрел только как на предмет всесторонней эксплуатации, руководствуясь при этом явно антисоциальными побуждениями».