В.М. Острецов-ЧЕРНАЯ СОТНЯ И -КРАСНАЯ СОТНЯ-МОСКВА -ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО-Военно-патриотическое литературное объединение

В отношении к русской народности в 3-м отделе программы «Союза Русских людей» говорилось: «Русскому племени, как создателю огромного и могущественного государства и собирателю земли, принадлежит и главная роль в государственном строительстве. Это не право и не привилегия, не гегемония, основанная на властолюбии, а мировое призвание России и ее тяжкая историческая повинность».

В области религиозной Союз считал необходимым:

1. Восстановление Патриаршества, для чего следует незамедлительно приступить к подготовке поместного Собора.

2. Следует организовать все русские население в приходские общины, так чтобы жизнь Церкви и жизнь людей составили одно нерасторжимое целое.

3. Каждый народ может исповедовать свободно свою религию. Преимущество православия должно выражаться только в свободе миссионерской деятельности в пользу обращения других народов в православие.

4. Введение военной диктатуры.

«Евреи, — писал С. Шарапов в «Русском Деле», — останутся вечными и непримиримыми врагами самодержавия, ибо оно сразу парализует их усилия покорить себе Россию». В самой программе «Союза Русских людей» эта тема получила подробное освещение: «Мы с радостью приветствовали бы братство и равноправие с евреями, если бы история всего мира неопровержимыми фактами не доказывала. что народ Израильский во все времена своей самостоятельной или государственной жизни или в качестве пришельца являлся народом, преследующим свои исключительные права на миродержавство и принципиально враждебным всем другим племенам, на которые он из своей национальной общины смотрел только как на предмет всесторонней эксплуатации, руководствуясь при этом явно антисоциальными побуждениями».

«Союз Русских людей» в Москве ставит себе главной целью распространение своих взглядов и обличение врагов русского народа. Для этого устраиваются собрания, на которых читаются доклады по русской истории, по православию, разбираются отрицательные стороны русской жизни, например, распространенность пьянства. Читаются доклады также о значении дворянства, купцов, крестьян в хозяйственной жизни страны, обсуждаются земельные вопросы. Печатается большое количество брошюр. В одних объясняется подлинный смысл таких «проходных» и, по существу, жаргонных слов, как «прогресс», «либерализм», «социализм», говорится, кто делает революцию и зачем. Вот одна из таких брошюр, выпущенных в Харькове в 1906 г.: «Все мы знаем, что повсюду в России издаются многочисленные газеты, именующие себя «либеральными», «конституционно-демократическими», «социал-демократическими», и что вся русская земля и весь русский народ засыпан миллионами брошюр и листков этих партий... Они внушают русским людям сословный разлад, взаимную ненависть и междоусобицу, они возбуждают русскую темноту к братоубийству, грабежам, восстанию против Царя, властей, Церкви; они разрушают веру, семью, брак, они издеваются над долгом службы, долгом присяги, воинской честью, любовью к родине, над русской народностью. Их литература не просто ненужный русским людям и России неважный хлам, но сильнейший яд, сильнейшая духовная отрава, растлевающая ум, сердце, волю, нравственность и характер русского человека, а следовательно, разрушающая все русское общество, весь организм русского государства».

И далее там же говорится нечто весьма созвучное нашему времени: «Разве возможно русскому говорить о русской партии, о русской народности, о русском государстве? Ведь это «ретроградство», это «угнетение иноверцев», это «красный патриотизм», это «черносотенство». Много внимания и на собраниях и в печатных работах Союза уделяется теме засилья евреев во всех сферах русской жизни. В то время слова «интеллигент», «либерал», «республиканец», «революционер», «демократ», «культурный» ассоциировались в сознании простонародья с евреями. Этот словесный набор, в то время решительно чуждый русскому уху, казался прямо взятым из чужеземной речи, как оно, впрочем, к было.

14. X. 1905 г. «Союз Русских людей» обратился через «Московские Ведомости» к русским людям образовать при церковных приходах народные дружины порядка для борьбы с забастовками.

В провинции все три монархические организации — Русская Монархическая партия, Русское Собрание и «Союз Русских людей» уже в 1905 г. получили большое распространение, особенно на Юге России, где национальные монархические начала были особенно ярко выражены.

С самого начала революционной анархии на борьбу поднимается Церковь. 15 января 1905 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви обратился с воззванием «к возлюбленным чадам святой православной Церкви». В воззвании объяснялось, что беспорядки во многом вызваны подкупом революционеров, которым враги России прислали значительные средства.

Заметим попутно, что это во многом была правда. Считается, что деньги не делают революции, но правда также и то, что революция делается на деньги. Всегда. Внутренние враги русской национальной государственной власти никогда не отказывались от помощи ее внешних врагов. Об одном таком факте открыто пишет в своих воспоминаниях Б. Савинков («Былое». 1917. № 3): «Член финской партии активного сопротивления Конни Цилиакус сообщил центральному комитету, что через него поступило на русскую революцию пожертвование от американских миллионеров в размере миллиона франков, причем американцы ставят условием, чтобы эти деньги пошли на вооружение народа и распределены были между всеми революционными партиями. ЦК принял эту сумму, вычтя 100000 на боевую организацию».

О получении денег от японцев, с которыми в это время шла война, пишет «сам» Милюков в своих воспоминаниях («Русские Записки». 1938. Июнь).