В.М. Острецов-ЧЕРНАЯ СОТНЯ И -КРАСНАЯ СОТНЯ-МОСКВА -ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО-Военно-патриотическое литературное объединение

«Союз Русских людей» в Москве ставит себе главной целью распространение своих взглядов и обличение врагов русского народа. Для этого устраиваются собрания, на которых читаются доклады по русской истории, по православию, разбираются отрицательные стороны русской жизни, например, распространенность пьянства. Читаются доклады также о значении дворянства, купцов, крестьян в хозяйственной жизни страны, обсуждаются земельные вопросы. Печатается большое количество брошюр. В одних объясняется подлинный смысл таких «проходных» и, по существу, жаргонных слов, как «прогресс», «либерализм», «социализм», говорится, кто делает революцию и зачем. Вот одна из таких брошюр, выпущенных в Харькове в 1906 г.: «Все мы знаем, что повсюду в России издаются многочисленные газеты, именующие себя «либеральными», «конституционно-демократическими», «социал-демократическими», и что вся русская земля и весь русский народ засыпан миллионами брошюр и листков этих партий... Они внушают русским людям сословный разлад, взаимную ненависть и междоусобицу, они возбуждают русскую темноту к братоубийству, грабежам, восстанию против Царя, властей, Церкви; они разрушают веру, семью, брак, они издеваются над долгом службы, долгом присяги, воинской честью, любовью к родине, над русской народностью. Их литература не просто ненужный русским людям и России неважный хлам, но сильнейший яд, сильнейшая духовная отрава, растлевающая ум, сердце, волю, нравственность и характер русского человека, а следовательно, разрушающая все русское общество, весь организм русского государства».

И далее там же говорится нечто весьма созвучное нашему времени: «Разве возможно русскому говорить о русской партии, о русской народности, о русском государстве? Ведь это «ретроградство», это «угнетение иноверцев», это «красный патриотизм», это «черносотенство». Много внимания и на собраниях и в печатных работах Союза уделяется теме засилья евреев во всех сферах русской жизни. В то время слова «интеллигент», «либерал», «республиканец», «революционер», «демократ», «культурный» ассоциировались в сознании простонародья с евреями. Этот словесный набор, в то время решительно чуждый русскому уху, казался прямо взятым из чужеземной речи, как оно, впрочем, к было.

14. X. 1905 г. «Союз Русских людей» обратился через «Московские Ведомости» к русским людям образовать при церковных приходах народные дружины порядка для борьбы с забастовками.

В провинции все три монархические организации — Русская Монархическая партия, Русское Собрание и «Союз Русских людей» уже в 1905 г. получили большое распространение, особенно на Юге России, где национальные монархические начала были особенно ярко выражены.

С самого начала революционной анархии на борьбу поднимается Церковь. 15 января 1905 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви обратился с воззванием «к возлюбленным чадам святой православной Церкви». В воззвании объяснялось, что беспорядки во многом вызваны подкупом революционеров, которым враги России прислали значительные средства.

Заметим попутно, что это во многом была правда. Считается, что деньги не делают революции, но правда также и то, что революция делается на деньги. Всегда. Внутренние враги русской национальной государственной власти никогда не отказывались от помощи ее внешних врагов. Об одном таком факте открыто пишет в своих воспоминаниях Б. Савинков («Былое». 1917. № 3): «Член финской партии активного сопротивления Конни Цилиакус сообщил центральному комитету, что через него поступило на русскую революцию пожертвование от американских миллионеров в размере миллиона франков, причем американцы ставят условием, чтобы эти деньги пошли на вооружение народа и распределены были между всеми революционными партиями. ЦК принял эту сумму, вычтя 100000 на боевую организацию».

О получении денег от японцев, с которыми в это время шла война, пишет «сам» Милюков в своих воспоминаниях («Русские Записки». 1938. Июнь).

«Врагам нашим, — говорилось в воззвании Святейшего Синода, — нужно расшатать твердыни наши — веру православную и самодержавную власть царскую. Ими Россия жива, на них возросла и окрепла и без них погибнет». Через 12 лет истинность этих слов была удостоверена самым наглядным образом.

Активная борьба Церкви со смутой 1905-1907 гг. сыграла важнейшую роль в создании правых организаций по всей стране. Особо следует подчеркнуть деятельность приходских священников, которые подняли крестьян на борьбу с кровавой крамолой. Характерен адрес, присланный в феврале 1905 г. Царю крестьянами Новгородской губернии: «Кликни свой клич, и мы будем с Тобою, чтобы идти на общего врага». Таких адресов, принятых многочисленными сходами всех губерний, поступало на имя Царя множество.

Среди иерархов выделяются имена епископа Антония. Волынского, митрополита Московского Владимира, епископа Саратовского и Царицынского Гермогена. В борьбе за коренные начала русской жизни принял участие и св. Иоанн Кронштадтский, лично освятивший хоругвь и знамя Союза Русского Народа, о котором еще пойдет речь.

30 января 1905 г. возникает при Князь-Владимирской церкви в Москве Общество Хоругвеносцев. Его сословный состав — крестьяне, рабочие, мелкие торговцы, ремесленники, извозчики, дворники.

Таким образом, монархическое и национальное движение с помощью священников пришло и к простому народу и охватило все социальные слои.

24 февраля 1905 г.. когда забастовки охватили крупные города, а анархические революционные митинге, бомбы в браунинги стали повседневностью уличной жизни, «Московские Ведомости» печатают воззвание: «Всюду, во всех городах сходитесь, узнавайте друг друга и сплачивайтесь во имя Церкви Православной, Царя Самодержавного и народа Русского, и враги не одолеют вас». С такими же призывами выступили в церковной печати и епископ Псковский Арсений, и епископ Томский Макарий, активнейший борец за Русь Православную и Самодержавную, и епископ Холмский Евлогий, и епископ Антоний Волынский и многие другие. Эти воззвания в левых революционных кругах, как правило, именовались погромными и черносотенными. Особую «славу» приобрел епископ Саратовский Гермоген. Вот одно из его «погромных» воззваний, чтобы читатель сам мог составить себе мнение о характере этих обращений и о самих «погромщиках» на конкретном примере. Имя епископа Гермогена стоит в ряду первых в движении правых организаций, как и в ряду «погромщиков». Привожу документ почти полностью.

«Голос Архипастыря народу» 1905 г.