И. В. Олейник, В. А. Соснин-ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА: КАК -ПРОТИВОСТОЯТЬ ЕЕ ВЛИЯНИЮ-Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная

После этой стадии личность верующего тотально преобразована. Теперь у него уже практически нет возможности самостоятельно изменить предопределенный ему путь отдачи себя под полный контроль и в «абсолютное пользование» руководству секты. Медленно, но весьма системно секта будет вести человека к отказу от тех контактов и отношений, которые могут помешать его всепоглощающей работе на интересы лидеров культа. При попытках принять самостоятельное решение верующий вновь (как и до вступления в секту) начинает испытывать сильнейшую внутреннюю напряженность и ощущение неполноценности — своего рода аналог так называемой ломки у наркоманов.

Довольно частые случаи возвращения в секту после ухода из нее связаны как раз со стремлением выбрать «меньшее из зол» и избежать болезненных психических состояний. Психологическая реабилитация бывших адептов для жизни вне деструктивного культа — процесс многомесячный, чрезвычайно трудно идущий и требующий помощи «специалистов по выходу», то есть выводу жертвы из зомбированного состояния (а профессионалов из этой категории социальных работников сейчас катастрофически не хватает, потому что в России до сих пор нет государственной системы их подготовки).

Информация, усвоенная адептом в секте, чрезвычайно навязчива и весьма трудно поддается корректировке. Ни в коем случае не следует думать, что проблема реабилитации будет решена, если изолировать верующего от секты и вывести его из круга общения с бывшими единоверцами. Значительная протяженность времени возвращения бывшего члена секты в обычную жизнь связана с необходимостью не только выведения жертвы из зомбированного состояния, но и медленного, пошагового восстановления подавленных сектой элементов структуры личности.

О ритуальных приемах создания зависимости от секты

Попытки критически оценить реальность, предпринимаемые новообращенным, блокируются в секте рядом психотехник, применяемых для того, чтобы закрепить зависимость человека от значимой для него группы. Это: совместное монотонное скандирование, многочасовое повторение мантр, гудение, громкое хоровое пение с особыми ритмами, «заражающие церемонии», провоцирующие новичка к экспрессивному выражению эмоций (возгласы, восклицания, плач, смех, ритмические движения, аплодисменты). В чем состоит механизм подобных техник? Дело в том, что при концентрации внимания человека на монотонных действиях снижается воздействие прошлого опыта, и он гораздо легче подчиняется установкам ведущего ритуал.

В деструктивных сектах продолжительность и частота богослужений заметно больше, чем в традиционных конфессиях. Общая продолжительность молений для новичка может достигать 60—65 часов в неделю. При исполнении многочасовых и довольно однообразных культовых ритуалов формируется стойкое торможение эмоций и притупление желаний, характерных для обычной жизни. У верующего появляется ощущение безразличия, теряется интерес к окружающему и собственной жизни, полностью исчезает чувство юмора и иронии. Его реакции на события становятся все менее спонтанными, естественными и все более ритуально предопределенными, запрограммированными.

Чтобы облегчить процесс изменения личности, в ритуалы включают процедуры введения верующих в «сумеречное состояние сознания» с параллельным кодированием у адептов определенных понятий как наиболее значимых. «Сумеречное сознание», примерно соответствующее состоянию перехода от сна к бодрствованию (или наоборот), частично отключает у человека критическое восприятие информации и делает его более восприимчивым к внешним воздействиям. Оно может быть достигнуто разными способами:

• использованием медитативной музыки с многократно повторяющейся, монотонно усыпляющей мелодией (у кришнаитов этот эффект усиливается повторением одной и той же фразы при однообразных движениях);

• применением при коллективном богослужении слабых наркотиков или галлюциногенов (иногда они передаются верующим в виде воскурений или напитков, а иногда вводятся в помещение в виде бесцветного газа);

• лишением верующего нормального сна (этот прием сбивания с привычных ритмов сна и бодрствования под предлогом необходимости проведения ночных молитв используется весьма часто);

• ослаблением организма в результате неадекватного и не восполняющего затраты энергии режима питания (в ряде сект верующим предписывается воздержание не только от мяса и рыбы, но и от молока, молочных продуктов, яиц, меда, сахара и соли);

• созданием хронической усталости от непосильной работы на благо секты (во время физических и психических перегрузок у человека сужается сознание и легче закрепляются в подсознании образы, внедряемые ведущим ритуал во время молений);