Оганезова М.А.-КНИГИ АНАСТАСИИ СЕМЕНОВОЙ:-ОККУЛЬТИЗМ ПОД МАСКОЙ -ПРАВОСЛАВИЯ?-Содержание-Введение-Глава I. Всемогущий

или немного о прелести

Прелесть. Это слово знакомо каждому воцерковленному православному верующему. Но так как читательскую аудиторию госпожи Семеновой составляют люди, еще ищущие свой путь к Церкви, то мы поясним значение этого понятия. Слово «прелесть» на церковнославянском языке означает заблуждение, прельщение, обман51. Прелесть понимается в Церкви как духовный самообман, прельщение в духовном смысле: «Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его…. Состояние прелести есть состояние погибели, или вечной смерти»52, - пишет свт. Игнатий Брянчанинов – автор многих аскетико-богословских трудов. Если святость недостижима без смирения, то корнем прелести является гордость, уверенность в собственных заслугах, в своем достоинстве особых Божественных даров. Различают два вида прелести: прелесть, основанная на действии воображения, и т.н. прелесть мнения53, последняя как раз «… состоит в сочинении для себя достоинств не существующих»54. Если первый вид прелести, как мы только что сказали, основан на воображении духовных картин и образов, на мечтательности, то прелесть мнения «действует без сочинения обольстительных картин: она довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний, из которых рождается ложное понятие о всем вообще духовном подвиге. Находящийся в прелести «мнения» стяжает ложное воззрение на все, окружающее его»55.

Что же мы находим в книгах Семеновой? С одной стороны, она предупреждает читателя об опасности действия воображения во время молитвы: « Упаси вас Господь воображать в своем уме «Божественные совещания, небесные блага, чины святых Ангелов, селения святых» и тому подобное»56, а также от «чрезмерного желания насладиться духовными, Божественными ощущениями. Ум еще не свободен от страстей, а человек уже пытается ощутить Божью благодать. Поэтому не торопите события!»57. Но странным образом автор не придерживается своих же собственных, казалось бы здравых, рекомендаций. Вот совет Семеновой о том, как следует молиться перед иконой: « …смотрите как бы сквозь нее; желая провидеть за изображением суть (!!! – М.О.) божественного мира (!!! –М.О.) Тогда она оживет для вас, заговорит с вами»58; «…оживают иконы не для всех, а лишь для тех, кто открыт сердцем и чист душой. Если и для вас икона ожила, если вы почувствовали, как может меняться выражение этих глаз в зависимости от вашего состояния, - значит, вы достойны (NB! – М.О.) того, чтобы вступать в общение со святым образом, изображенным на иконе, значит, вас допускает к себе божественный мир (выделено нами. – М.О.)»59. Если каждый читатель Семеновой вдруг возомнит себя «достойным» непосредственного общения с «божественным миром», допускающим его к себе, то неудивительно, что вследствие такого рода молитв, икона способна «заговорить» и стать источником различного рода видений и чудес наподобие изменяющегося выражения глаз святых ликов, так как прелесть мнения состоит в подмене благодатных ощущений мнимо благодатными: прелесть мнения «…постоянно сочиняет мнимо - духовные состояния, тесное дружество с Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге…»60. У Семеновой мы не найдем и тени сомнения в собственном достоинстве такого общения с «божественным миром» по методу рекомендуемых ею молитв. Следование рекомендациям данного автора способно вызвать ничто иное, как духовную гордость со всеми вытекающими отсюда последствиями, в то время как основой подлинно духовного делания являются именно смирение и трезвенность: «Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря»61. Однако именно радость, особые переживания «возвышенного» и «приподнятого» духовного состояния, Семенова приветствует в молящемся: «итак, вы научились молитве в приподнятом, возвышенном состоянии духа. Очень хорошо, что вы освоили и закрепили навык молитвы именно в таком состоянии (выделено нами. – М.О.) – теперь он прочно укрепился в вашей душе»62. Если же «вознестись» в названное состояние духа почему-то не удается, то расстраиваться не стоит: «не следует сразу же ожидать от молитвы каких-то духовных состояний, упоений, восторгов и радостей»63, - утешает читателей автор. Конечно, очень хорошо, если «молитва наша окрылена, скора и доходна. Но качество это само по себе есть уже дар Божий, снискиваемый усиленною и продолжительною, усердною молитвою»64. Но не будет, на наш взгляд, излишним напомнить, как Анастасии Николаевне, так и излишне доверчивым читателям, что в том состоянии греха, в котором мы все, большей частью, пребываем, «из всех ощущений одно только «может быть употреблено…: печаль о грехах, о греховности, о падении, о гибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа»»65. Поэтому, быть может, не «возвышенных состояний» следует искать нам, а «всеми усилиями подвизаться, чтобы молитва наша сопровождалась «благоговением, сокрушением [сердечным] и душевною болью при исповедании грехопадений, с безмолвными воздыханиями»66. Учитывая, что, как мы уже отмечали выше, прелесть есть состояние вечной гибели, хотелось бы надеяться, что желающих идти по духовному пути, предлагаемому госпожой Семеновой, не найдется.

Глава VII. И снова о молитве

«С чтением молитвы вы, конечно, постепенно почувствуете, как энергетика этих слов входит в вас, как она начинает работать… ведь слова молитвы – непростые, их действенная сила проверялась на протяжении веков, в эти слова изначально была заложена очень мощная энергетика. А от многократного повторения миллионами людей на протяжении многих поколений молитвы становятся еще сильнее. Именно поэтому они становятся поистине всемогущей силой (!!! – М.О.). Чем больше вы будете повторять молитву, тем сильнее, мощнее будет она действовать, тем легче будет устанавливаться ваша внутренняя связь с Всевышним» 67. О «канале связи» с Богом, как образе, истоком которого является оккультизм, мы уже писали выше, здесь же заметим: ценность канонических молитв госпожа Семенова усматривает в том, что они «доходнее», чем т.н. молитвы «своими словами»: «Помните, что каноническая молитва скорее находит дорогу к Богу – ведь ее можно сравнить с гладкой и ровной проторенной колеей. Ваша же собственная молитва – тропинка, по которой до вас еще никто не ходил. Поэтому только большая сила чувства поможет вам пробиться по этой тропинке к Богу (выделено нами – М.О.)»68. Итак, молитвы способны стать «всемогущей силой», при этом Бог, личный и единственно всемогущий, остается в тени «всемогущества» молитв. Понимание слов молитвы как самосущей силы чуждо учению Церкви о молитве; православный подвижник нашего времени еп. Варнава Беляев писал по этому вопросу: « Так как сама молитва не есть какое-нибудь заклинание (Бога или бесов – все равно, как думают последователи некоторых мистических иностранных и русских толков) и не слова сами по себе, хотя бы и божественные, производят в душе человека и в окружающем невидимом и видимом мире изменения (выделено нами. – М.О.), а вера и теплое чувство со стороны человека и всемогущая благодать со стороны Бога, то в конце концов все равно какой молитвой, то есть какими словами молиться, лишь бы вышеуказанные качества были при ней»69, «однако для большинства людей и особенно для немощных и слабых не всякая…молитва полезна,…и вот установилась и привилась, как наиболее содержательная, Иисусова молитва. В ней есть где и сердцу выплакать свое чувство покаяния и просьбу о помощи («помилуй») и снизойти в бездну смирения («грешнаго»)70. Но, как мы уже убедились, слово «грешнаго» госпожа Семенова из Иисусовой молитвы исключила, видимо, говорить о «бездне смирения» она не хочет, и в самом деле, о каком смирении может идти речь, если человек запросто беседует с ожившими ликами святых икон?

Какова, по Анастасии Семеновой, цель молитвы? Обратимся к текстам ее книг. О своей книге «Исцеление словом» автор пишет следующее: «В книгу вошли различные методы оздоровления и различные подходы к работе над усилением внутреннего потенциала. Мы поговорили о молитвах, об аутогенной тренировке и аффирмациях. Не пугайтесь такого разнообразия. Хвататься за все средства совсем не обязательно. Выберите какой-нибудь один метод и работайте с ним»71. Как видим, молитва стоит в одном ряду с аутотренингом и аффирмациями (по Семеновой, «аффирмация – это формула самовнушения,…небольшой текст определенного содержания. Этот текст можно читать, повторять вслух или про себя»72) и цель молитвы, как и цель исповеди, сугубо прагматична – она рассматривается как средство «оздоровления» и «усиления внутреннего потенциала». Но что общего у такого отношения к молитве с взглядом на молитву Церкви? Прп. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорит, что в молитве следует просить о том, что служит славе Божией и пользе ближнего: «все, о чем бы вы не просили у Господа, все воспримете, лишь бы только то было во славу Божию или на пользу ближнего. … Но если даже и для собственной вашей нужды, или пользы, или выгоды вам что-либо нужно; и это даже …Бог изволит послать вам. Только бы в том крайняя нужда и необходимость настояла… . … одного опасайтесь, ваше боголюбие, чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней (выделено нами. – М.О.) нужды»73. Православный христианин призван молиться, прежде всего, о небесном, а не о земном: тот «Царю своею просьбой нанесет оскорбление,…кто в своих молитвах просит у Бога земных благ»74.

Глава VIII. Анастасия Семенова о посте