Оганезова М.А.-КНИГИ АНАСТАСИИ СЕМЕНОВОЙ:-ОККУЛЬТИЗМ ПОД МАСКОЙ -ПРАВОСЛАВИЯ?-Содержание-Введение-Глава I. Всемогущий

«С чтением молитвы вы, конечно, постепенно почувствуете, как энергетика этих слов входит в вас, как она начинает работать… ведь слова молитвы – непростые, их действенная сила проверялась на протяжении веков, в эти слова изначально была заложена очень мощная энергетика. А от многократного повторения миллионами людей на протяжении многих поколений молитвы становятся еще сильнее. Именно поэтому они становятся поистине всемогущей силой (!!! – М.О.). Чем больше вы будете повторять молитву, тем сильнее, мощнее будет она действовать, тем легче будет устанавливаться ваша внутренняя связь с Всевышним» 67. О «канале связи» с Богом, как образе, истоком которого является оккультизм, мы уже писали выше, здесь же заметим: ценность канонических молитв госпожа Семенова усматривает в том, что они «доходнее», чем т.н. молитвы «своими словами»: «Помните, что каноническая молитва скорее находит дорогу к Богу – ведь ее можно сравнить с гладкой и ровной проторенной колеей. Ваша же собственная молитва – тропинка, по которой до вас еще никто не ходил. Поэтому только большая сила чувства поможет вам пробиться по этой тропинке к Богу (выделено нами – М.О.)»68. Итак, молитвы способны стать «всемогущей силой», при этом Бог, личный и единственно всемогущий, остается в тени «всемогущества» молитв. Понимание слов молитвы как самосущей силы чуждо учению Церкви о молитве; православный подвижник нашего времени еп. Варнава Беляев писал по этому вопросу: « Так как сама молитва не есть какое-нибудь заклинание (Бога или бесов – все равно, как думают последователи некоторых мистических иностранных и русских толков) и не слова сами по себе, хотя бы и божественные, производят в душе человека и в окружающем невидимом и видимом мире изменения (выделено нами. – М.О.), а вера и теплое чувство со стороны человека и всемогущая благодать со стороны Бога, то в конце концов все равно какой молитвой, то есть какими словами молиться, лишь бы вышеуказанные качества были при ней»69, «однако для большинства людей и особенно для немощных и слабых не всякая…молитва полезна,…и вот установилась и привилась, как наиболее содержательная, Иисусова молитва. В ней есть где и сердцу выплакать свое чувство покаяния и просьбу о помощи («помилуй») и снизойти в бездну смирения («грешнаго»)70. Но, как мы уже убедились, слово «грешнаго» госпожа Семенова из Иисусовой молитвы исключила, видимо, говорить о «бездне смирения» она не хочет, и в самом деле, о каком смирении может идти речь, если человек запросто беседует с ожившими ликами святых икон?

Какова, по Анастасии Семеновой, цель молитвы? Обратимся к текстам ее книг. О своей книге «Исцеление словом» автор пишет следующее: «В книгу вошли различные методы оздоровления и различные подходы к работе над усилением внутреннего потенциала. Мы поговорили о молитвах, об аутогенной тренировке и аффирмациях. Не пугайтесь такого разнообразия. Хвататься за все средства совсем не обязательно. Выберите какой-нибудь один метод и работайте с ним»71. Как видим, молитва стоит в одном ряду с аутотренингом и аффирмациями (по Семеновой, «аффирмация – это формула самовнушения,…небольшой текст определенного содержания. Этот текст можно читать, повторять вслух или про себя»72) и цель молитвы, как и цель исповеди, сугубо прагматична – она рассматривается как средство «оздоровления» и «усиления внутреннего потенциала». Но что общего у такого отношения к молитве с взглядом на молитву Церкви? Прп. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорит, что в молитве следует просить о том, что служит славе Божией и пользе ближнего: «все, о чем бы вы не просили у Господа, все воспримете, лишь бы только то было во славу Божию или на пользу ближнего. … Но если даже и для собственной вашей нужды, или пользы, или выгоды вам что-либо нужно; и это даже …Бог изволит послать вам. Только бы в том крайняя нужда и необходимость настояла… . … одного опасайтесь, ваше боголюбие, чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней (выделено нами. – М.О.) нужды»73. Православный христианин призван молиться, прежде всего, о небесном, а не о земном: тот «Царю своею просьбой нанесет оскорбление,…кто в своих молитвах просит у Бога земных благ»74.

Глава VIII. Анастасия Семенова о посте

Теме поста Анастасия Семенова посвятила отдельную книгу «Исцеление постом». Духовно чуткого человека не может не насторожить уже само название книги: все подвиги, которые совершает христианин, он посвящает Богу, совершает их ради Него, «ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, … какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!» (2-Кор. 7:10-11), но никак не ради себя, и уж тем более не ради обретения физического здоровья. Подвиг, как следует из вышеприведенных слов ап. Павла, должен соединяться с покаянием, без которого он чужд благодати Святого Духа: «Хотя бы мы и великие подвиги проходили в жизни нашей, но если мы не приобрели болезнующего сердца, то все они притворны и суетны»75. Но о покаянии, в православном понимании этого слова, не ведется речи на страницах книги «Исцеление постом». Цель поста, по Семеновой, равно как и цель молитвы – некие «чудесные эффекты», подобные тем, которые достигаются диетой и лечебными голоданиями, но: «…если к ограничению в пище добавляется еще и молитва, и посещение церкви, и особое возвышенное состояние души, и переосмысление своей жизни, и ощущение постоянной связи с божественным,… тут чудесные эффекты и вовсе превосходят все ожидания! Так что пост – это гораздо лучше, чем обычная диета или лечебное голодание. И заметьте, за то, что пройти в медицинском учреждении курс лечебного голодания или очищения организма, люди платят немалые деньги. Поститься же вы можете совершенно бесплатно – да еще и сэкономить на мясе и молочных продуктах»76. Вот так. Пост стоит в одном ряду с диетой и очищением организма, но выгодно отличается от них «чудесными эффектами» и экономией денег. Как такое понимание поста соотносится с осмыслением поста Православной Церковью? Никак. Оно полностью ему противоречит: христианин поститься «…не ради укрепления физического здоровья, а ради принесения его в жертву Богу»77, но эта жертва не имеет цели измождения плоти, ее цель иная - измождение страстей78. Говорит ли что-нибудь о борьбе со страстями, особенно подобающей в период поста, госпожа Семенова? Нет. Напротив, она с уверенностью провозглашает их неизбежность и признает за ними право на существование: «Конечно, сегодня никто не может заставить нас в дни поста воздерживаться от супружеской жизни, отказываться от чтения детективов и не включать телевизор»79. Закономерно, что пост, наполненный смыслом, прямо противоположным православному, приводит к прямо противоположным результатам. Вместо смирения – основы всех добродетелей, человек любовно взращивает в себе гордость – основу всех страстей: «…пока вы едите капустный салат, вокруг все с аппетитом наворачивают бутерброды с колбасой и бифштексы. Это ли не соблазн? Конечно, соблазн. Попробуйте хоть раз устоять – и испытаете ни с чем не сравнимую радость в душе: я могу, значит, я сильный, значит, у меня есть воля (выделено нами. – М.О.)»80.

В заключение данной главы снова подчеркнем, что физическое здоровье не может являться целью христианского делания, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). Напомним кстати, что многие святые Православной Церкви тяжело болели81, но переносили свои страдания с кротостью и терпением, например, прп. Амвросий Оптинский, прп. Серафим Саровский, прп. Серафим Вырицкий. Жизнь в Боге, спасение души, стяжание Святого Духа - вот по-разному называемая в православной литературе цель жизни, единственно достойная высокого человеческого звания, тело же - не самоценно: «если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый» (Мк.9:43).

Глава IX. Бесы или негативные эмоции?

Согласно учению Православной Церкви, бесы – это личные и реально существующие злые духи, о чем свидетельствует Священное Писание (Лк. 7:21; Мф. 10:1; Еф. 6:12; Лк.8:30, 33, 35; 1Пет.5:8 и т. д.)82. Но, к несчастью, автор рассматриваемой нами книги придерживается иной точки зрения, оказывается, бесы – это не существа, а…негативные эмоции: «Ваши негативные эмоции - это бес, лукавый»83, более того, веру в существование бесов Анастасия Семенова называет «наиболее заразной идеей»: «…наиболее заразные идеи, приводящие к наиболее тяжким преступлениям, это идеи существования бесов…»84. Наверное, за всю историю человечества после грехопадения самой большой победой сатаны было блестяще удавшееся инспирирование мысли о том, что его не существует. Если Церковь учит о личностном существовании падших ангелов, то об их безличностности учит теософия85. Чьи взгляды разделяют Семенова в этом вопросе – очевидно. И это не единичный пример, когда идеи Семеновой совпадают с сатанинскими учениями оккультистов и теософов. Остановимся на этом вопросе подробнее.