Kniga Nr1247

23. Тайноводственные поучения. IV. 1, 2, 3, 6.

24. Lib. de natura Die curiose non scrutanda.

25. Беседа 82 на евангелиста Матфея.

26. По апостольскому преданию, в Таинстве Евхаристии должно употреблять не одну воду, как у энкратитов, и не одно вино, как у армян и якобитов, но вино, растворенную водою. См. Постановления апостольские.8,12 Св. Иустин Философ. Апология 1. Свт. Ириней Лионеский. Кн. 5. Гл. 2. Литургия свт. Василия Великого. в которой читается: "прием, растворив".

27. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.14. Гл.13.

28. Gelasii Cyziceni Commentar. actorum concilii Nicaeni Cap. XXXI. Diatyposis.5.

29. Episyol. Synodica Cyrilli Alex, ad Nestor. Constantinop. episc. a Syn. Alexandr. et Ephes. Approb.

30. Cone. Nic. II. Act. VI. Lect. Epiphan. Diac. 

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ

О преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, или о пресуществлении.

Братия, о великом чуде, всегда совершающемся в Таинстве Евхаристии — о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы — ныне будем беседовать. Не с тем, чтобы раскрыть тайну сокровенную и сделать ее удобопонятною, но с тем, чтобы более научиться веровать и, веруя, более благоговеть пред необъятным величием Таинства.

Что значит сие преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, это понятно для нашего разумения. Это значит, что действием освящения хлеб перестает быть хлебом, а делается Телом Христовым, и вино перестает быть вином, а делается Кровью Христовой. Древние Отцы и учители объясняли сие действие преложения различно. Сначала говорили: хлеб и вино прелагаются, изменяются, преобразуются, претворяются в Тело и Кровь Христовы 31 и тому подобное. Потом вошло в употребление слово «пресуществление», и стали говорить и писать, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы 32.

Впрочем, новое слово выражает ту же древнюю истину, которую показали мы, и означает тоже самое действие, которое понимается под словом «преложение». То есть оно показывает, что вещество хлеба и вина в Евхаристии, по освящении их, перестает быть существом хлеба и вина, но становится существом Тела и Крови Христовых. Сим учением о преложении, или пресуществлении, полнее раскрывается та истина, опровергающая многие ложные учения, что в Таинстве Евхаристии предлагаются Тело и Кровь Христовы под видами хлеба и вина таким образом, что существа хлеба и вина уже нет. Остаются же только их виды, или образы, обладающие их свойствами — формой, вкусом и т.п.