Kniga Nr1247

Блаженный Феофилакт слова Господа изъясняет так: «Сказав же: Сие есть Тело Мое, — показывает, что освящаемый в Таинстве хлеб есть самое Тело Господа, а не образ. Он не сказал: «Сие есть образ»,— но: Сие есть Тело Мое.

Ибо таинственным действием претворяется в Тело, хотя нам и кажется хлебом 36» . В другом месте: «Хлеб не есть образ Тела Господня, но прелагается в самое Тело Христово 37» . Еще в ином месте: «Смотри, хлеб, который мы едим в Таинстве, не есть образ Плоти Господней, но самая Плоть Господа: ибо хлеб, таинственными словами, через таинственное благословение и наитие Святого Духа, претворяется в Плоть Господню 38» .

Сие Таинство велико, и действие преложения, или пресуществления, непостижимо. Однако для верующего ничто здесь не представляется неприемлемым. Для Всемогущего может ли что-либо быть невозможным? Разве Тот, Кто единым словом воззвал все из небытия в бытие, не может хлеб и вино претворять в Свое пречистое Тело и Кровь? Питавший небесным хлебом древнего Израиля в пустыне, не может ли питать нового Израиля пренебесным хлебом — Своим Телом и Кровью?

Святые Отцы много говорили о сей возможности Таинства, обличая неверие или предохраняя верующих от помыслов сомнения. Посмотрим, что пишут Св. Отцы и учители Церкви.

Святитель Амвросий Медиоланский пишет : «Не скажешь ли: как ты утверждаешь, что я принимаю Тело Христово? Это еще и остается доказать нам. Итак, сколько употребить нам примеров для доказательства того, что здесь мы видим не образованное природой, но освященное благословением; и того, что сила благословения более, нежели сила природы, поскольку благословением и сама природа изменяется. Посох держал Моисей; бросил его вперед, и сделался змей. Моисей хватает змея за хвост, и тот обращается в посох. Вот смотри, как пророческой благодатью дважды изменилась природа и змея, и посоха».

И далее свт. Амвросий исчисляет другие чудеса, которые Бог совершил через Моисея, Илию и Елисея, и продолжает: «Итак, видим, что больше имеет силы благодать, нежели природа. Впрочем, мы говорим теперь о благодати пророческого благословения. Но если благословение человеческое имело столько силы, что изменяло природу; то что сказать о благословении Божием, в котором действуют слова Самого Господа Спасителя? Ибо Таинство, принимаемое тобой, совершается словами Христа. Если же слово Илии так было сильно, что низвело огонь с неба, то не сильно ли слово Христово изменить виды стихий? О делах всего мира читал ты: Ибо Он сказал — и возникли они; Он повелел — и были созданы (Пс. 148, 5).

Так, слово Христово, способное из ничего создать то, чего не было, не может ли и существующее изменить в то, чем оно не было? Ибо давать вещам новую природу значит не менее, чем изменять их. Несомненно, истинная Плоть Христова — та, которая была распята и погребена. Следовательно, истинным является и Таинство Плоти Его. Сам Господь Иисус взывает: Сие есть Тело Мое. И ты говоришь: «Аминь», т.е. «Истинно»! Что говорят уста, то да исповедует ум; что гласит слово, то да чувствует сердце!»

Святитель Иоанн Златоуст учит: «И ныне предстоит тот же Христос, Который приготовил оную трапезу. И ныне Он же приготовляет ее. Ибо не человек делает то, что предложенное становится Телом и Кровью Христовыми, но Сам распятый за нас Христос. Иерей, исполняя чин, произносит слова. Сила же и благодать — от Бога. Сие есть Тело Мое, — говорит. Эта фраза изменяет предложенное. И как лишь однажды изречено было: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28),— но во всякое время природе нашей дает силу. Так и эти слова, произносимые над каждой трапезой в церквах, доныне и до пришествия Его совершают приготовленную жертву 39» .

Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Сие Тело есть истинно соединенное с Божеством, заимствованное от Св. Девы Тело. Но не вознесшееся тело сходит с небес, а самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божии! Если же ты спросишь, каким образом это может случиться; то довольно тебе услышать, что сие совершается Святым Духом так же, как Господь от Святой Богородицы составил Себе плоть Духом Святым. И мы ничего не знаем более. Знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно, но образ претворения невозможно исследовать. При этом нужно сказать, что хлеб, вино и вода через вкушение их естественным образом прелагаются в тело и кровь того, кто ест и пьет, а вовсе не делаются другим телом, отличным от прежнего его тела. Так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа, сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христовы и составляют не два тела, а одно и то же40» .

Из приведенных мест, братия, мы хорошо видим, что, с одной стороны, для нашего ограниченного разума непостижимо сверхъестественное действие преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а с другой — легко приемлема эта тайна для веры, утверждающейся на несомненных понятиях о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Теперь изложим кратко те истины, касающиеся Евхаристии, которые на основании учения

Всем Таинстве хранятся Православной Церковью. Примите их со вниманием и удержите с благоговением в памяти, чтобы при размышлении о сем страшном Таинстве не мыслить противно тому, как верует Святая Церковь, и не слушать того, кто станет говорить не так, как она учит.

Итак, во-первых, заметьте, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, когда над приготовленными Дарами — то есть над хлебом и вином — возглашаются слова Иисуса Христа, произнесенные Им при установлении Таинства: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте от нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26: 26, 28). Тогда призывается Дух Святой, и благословляются Святые Дары 41 .

С сего времени освященные Дары имеют только вид хлеба и вина, а в существе суть Тело и Кровь Христовы и таковыми остаются на все по-следующее время, доколе сохраняются в своих видах, как учит Св. Церковь: «Веруем, что жертва сия как до употребления сразу после освящения, так и после употребления, хранимая в священных сосудах для напутствия умирающих, есть истинное Тело Господа, ничем не отличающееся от Его Тела. Так что по освящении жертва всегда остается истинным Телом Господним 42» .

Во-вторых, помните, что Божественные Тело и Кровь, предлагаемые в Евхаристии, всегда являются Самим Иисусом Христом в Божестве Своем. Апостол Павел учит, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9). Следовательно, где Тело Христово, там всегда присутствует и Христос. Ибо Он уже более не умирает, и потому не оставляет Своего Тела. Спаситель и Сам учил: Я идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).