Kniga Nr1247

Святитель Иоанн Златоуст учит: «И ныне предстоит тот же Христос, Который приготовил оную трапезу. И ныне Он же приготовляет ее. Ибо не человек делает то, что предложенное становится Телом и Кровью Христовыми, но Сам распятый за нас Христос. Иерей, исполняя чин, произносит слова. Сила же и благодать — от Бога. Сие есть Тело Мое, — говорит. Эта фраза изменяет предложенное. И как лишь однажды изречено было: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28),— но во всякое время природе нашей дает силу. Так и эти слова, произносимые над каждой трапезой в церквах, доныне и до пришествия Его совершают приготовленную жертву 39» .

Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Сие Тело есть истинно соединенное с Божеством, заимствованное от Св. Девы Тело. Но не вознесшееся тело сходит с небес, а самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божии! Если же ты спросишь, каким образом это может случиться; то довольно тебе услышать, что сие совершается Святым Духом так же, как Господь от Святой Богородицы составил Себе плоть Духом Святым. И мы ничего не знаем более. Знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно, но образ претворения невозможно исследовать. При этом нужно сказать, что хлеб, вино и вода через вкушение их естественным образом прелагаются в тело и кровь того, кто ест и пьет, а вовсе не делаются другим телом, отличным от прежнего его тела. Так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Святого Духа, сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христовы и составляют не два тела, а одно и то же40» .

Из приведенных мест, братия, мы хорошо видим, что, с одной стороны, для нашего ограниченного разума непостижимо сверхъестественное действие преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а с другой — легко приемлема эта тайна для веры, утверждающейся на несомненных понятиях о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Теперь изложим кратко те истины, касающиеся Евхаристии, которые на основании учения

Всем Таинстве хранятся Православной Церковью. Примите их со вниманием и удержите с благоговением в памяти, чтобы при размышлении о сем страшном Таинстве не мыслить противно тому, как верует Святая Церковь, и не слушать того, кто станет говорить не так, как она учит.

Итак, во-первых, заметьте, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, когда над приготовленными Дарами — то есть над хлебом и вином — возглашаются слова Иисуса Христа, произнесенные Им при установлении Таинства: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте от нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26: 26, 28). Тогда призывается Дух Святой, и благословляются Святые Дары 41 .

С сего времени освященные Дары имеют только вид хлеба и вина, а в существе суть Тело и Кровь Христовы и таковыми остаются на все по-следующее время, доколе сохраняются в своих видах, как учит Св. Церковь: «Веруем, что жертва сия как до употребления сразу после освящения, так и после употребления, хранимая в священных сосудах для напутствия умирающих, есть истинное Тело Господа, ничем не отличающееся от Его Тела. Так что по освящении жертва всегда остается истинным Телом Господним 42» .

Во-вторых, помните, что Божественные Тело и Кровь, предлагаемые в Евхаристии, всегда являются Самим Иисусом Христом в Божестве Своем. Апостол Павел учит, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9). Следовательно, где Тело Христово, там всегда присутствует и Христос. Ибо Он уже более не умирает, и потому не оставляет Своего Тела. Спаситель и Сам учил: Я идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Сие Тело есть истинно соединенное с Божеством. Сие Таинство называется Причастием, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова. Оно называется еще «общением»; и действительно есть общение, потому что посредством этого Таинства мы сообщаемся со Христом, делаемся причастниками Его Плоти и Божества; а также сообщаемся через него друг с другом. Ибо, причащаясь от единого хлеба, все мы делаемся единым телом Христовым, единой кровью и членами друг друга, будучи сотелестниками Христа» (Еф. 3, 6) .43

В-третьих, Таинство Евхаристии совершается по вселенной в бесчисленных местах, и также освящаемые Дары, или хлеб и вино, прелагаемые в Тело и Кровь Христовы, разделяются на многие части. Тем не менее Тело Христово всегда одно, и Кровь Христова всегда одна, ибо един Христос и одно имеет Тело, и разделяются не Тело и Кровь Христовы, но только виды хлеба и вина. Почему Вселенская Церковь и говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда не расточающийся, но причащающихся (разумеется, достойно) освящающий» .44

Потому, как исповедует Православная Церковь, «хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Его Тело, и одна Его Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах, и по освящении претворяемый и пресуществляемый, делается одно и тоже с Телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах» .45

Таким образом, в каждой доле прелагаемого хлеба и вина находится не какая-то отдельная часть Тела и Крови Господних, но Тело Христово целое и единое; и Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, т.е. с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный Человек. Посему вкушающий и малейшую частицу хлеба и вина, преложенных в Тело и Кровь Христовы, причащается того же целого Тела Божественного, которое есть Сам Христос по Божеству Своему  46.

В-четвертых, поскольку в Евхаристии под видом хлеба и вина предлагаются нам само Божественное Тело и сама Божественная Кровь Иисуса Христа; мы явно должны воздавать сим Тайнам такую же честь, какая воздается Самому Иисусу Христу 47 . Ибо всегда мы должны помнить, что это — Божие Тело и Божия Кровь и что здесь невидимо присутствует Тот (Бог Отец), о Котором у апостола сказано: Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр. 1, 6; ср. Пс.96, 7). И в другом месте: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп. 2, 9—И).

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Итак, приступим к Нему (Христу) с горячей и пламенной любовью, чтобы нам не подвергнуться наказанию. Ибо чем более облагодетельствованы мы, тем более будем наказаны, когда окажемся недостойными благодеяний. Сие Тело волхвы почтили, когда оно еще лежало в яслях. Мужи иноплеменные, не знающие благочестия, оставив отечество и дом, предприняли долгий путь и, придя в Вифлеем, с великим страхом и трепетом поклонились Христу.

Итак, будем подражать хотя бы иноплеменникам, граждане небесные! Они увидели Христа в яслях и в вертепе и ничего такого не видели, что ты теперь видишь. Однако они с великим трепетом подошли. А ты видишь Его не в яслях, но на жертвеннике; и не Жену, держащую Его, но священника предстоящего и Духа, осеняющего предложенные Дары. Не просто видишь сие Тело, как они; но, быв научен всем тайнам, знаешь его силу и все домостроительство спасения, знаешь все, что совершено через него.