Kniga Nr1247

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Сие Тело есть истинно соединенное с Божеством. Сие Таинство называется Причастием, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова. Оно называется еще «общением»; и действительно есть общение, потому что посредством этого Таинства мы сообщаемся со Христом, делаемся причастниками Его Плоти и Божества; а также сообщаемся через него друг с другом. Ибо, причащаясь от единого хлеба, все мы делаемся единым телом Христовым, единой кровью и членами друг друга, будучи сотелестниками Христа» (Еф. 3, 6) .43

В-третьих, Таинство Евхаристии совершается по вселенной в бесчисленных местах, и также освящаемые Дары, или хлеб и вино, прелагаемые в Тело и Кровь Христовы, разделяются на многие части. Тем не менее Тело Христово всегда одно, и Кровь Христова всегда одна, ибо един Христос и одно имеет Тело, и разделяются не Тело и Кровь Христовы, но только виды хлеба и вина. Почему Вселенская Церковь и говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда не расточающийся, но причащающихся (разумеется, достойно) освящающий» .44

Потому, как исповедует Православная Церковь, «хотя в одно и то же время бывает много священнодействий по вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Его Тело, и одна Его Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах, и по освящении претворяемый и пресуществляемый, делается одно и тоже с Телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах» .45

Таким образом, в каждой доле прелагаемого хлеба и вина находится не какая-то отдельная часть Тела и Крови Господних, но Тело Христово целое и единое; и Господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, т.е. с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный Человек. Посему вкушающий и малейшую частицу хлеба и вина, преложенных в Тело и Кровь Христовы, причащается того же целого Тела Божественного, которое есть Сам Христос по Божеству Своему  46.

В-четвертых, поскольку в Евхаристии под видом хлеба и вина предлагаются нам само Божественное Тело и сама Божественная Кровь Иисуса Христа; мы явно должны воздавать сим Тайнам такую же честь, какая воздается Самому Иисусу Христу 47 . Ибо всегда мы должны помнить, что это — Божие Тело и Божия Кровь и что здесь невидимо присутствует Тот (Бог Отец), о Котором у апостола сказано: Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр. 1, 6; ср. Пс.96, 7). И в другом месте: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп. 2, 9—И).

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Итак, приступим к Нему (Христу) с горячей и пламенной любовью, чтобы нам не подвергнуться наказанию. Ибо чем более облагодетельствованы мы, тем более будем наказаны, когда окажемся недостойными благодеяний. Сие Тело волхвы почтили, когда оно еще лежало в яслях. Мужи иноплеменные, не знающие благочестия, оставив отечество и дом, предприняли долгий путь и, придя в Вифлеем, с великим страхом и трепетом поклонились Христу.

Итак, будем подражать хотя бы иноплеменникам, граждане небесные! Они увидели Христа в яслях и в вертепе и ничего такого не видели, что ты теперь видишь. Однако они с великим трепетом подошли. А ты видишь Его не в яслях, но на жертвеннике; и не Жену, держащую Его, но священника предстоящего и Духа, осеняющего предложенные Дары. Не просто видишь сие Тело, как они; но, быв научен всем тайнам, знаешь его силу и все домостроительство спасения, знаешь все, что совершено через него.

Итак, возбудим самих себя и устрашимся, и покажем благочестие гораздо большее, нежели оные иноплеменники, чтобы иначе, приступив просто и как случится, не собрать нам огнь на главу свою» 48 .

Так и Св. Церковь всегда возбуждает в нас благоговение и страх к Святым Тайнам, каждый раз на Литургии взывая: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

Так и мы, братия, последуя наставлению Св. Церкви. Да приступаем к великим Тайнам; да взираем на них и да помышляем о них всегда с благоговением и страхом, с любовью и благодарностью к Творцу и Спасителю нашему Христу Иисусу. И мы вместе со всяким созданием, находящимся на небе и на земле, и под землею, сердцем, и устами, и душою, и телом да взываем: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков. Аминь! (Апок. 5: 13, 14).

А теперь позвольте предложить вашему благо честию несколько наставлений святого Димитрия Ростовского о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы 49 . Они извлечены святителем из писаний древних Отцов и учителей Церкви и изложены просто и назидательно.

Прочтем наставления, не меняя мысли, а изменив только некоторые слова для ясности и удобопонятности.

Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного Таинства: как хлеб, находящийся на трапезе, прелагается в Тело, а вино в Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинными Телом и Кровью Его; то всякий православный христианин должен спросить его: «Может ли Бог сделать больше человека и выше разума его». И когда сомневающийся ответит: «Может», скажи ему: «Почему же не может дать нам Своей Плоти в пищу? Словом Господним утверждены небеса(Пс. 32, 6). Тем же словом Божиим превращает Он хлеб и вино в Тело и Кровь Свои».

И если удивляешься тому, как Тот же Христос есть и на трапезе, и на небесах; то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос — в одно время и на небе, и на земле в пречистых Тайнах. Как один всемогущий и всесильный, Он и на небе находится истинно и по естеству, и на земле властью Божества совершает великие и преславные дела непостижимо и несказанно, превыше ума человеческого.