Kniga Nr1247

Иисус Христос в состоянии уничижения на Кресте однажды принес Себя в искупительную жертву за грехи всего рода человеческого. Так и ныне, пребывая в славе, Он в Таинстве Евхаристии каждый раз приносит в жертву Свое пречистое Тело и Свою Кровь для умилостивления Отца Своего к людям.

Здесь, братия, надобно понимать таинственное жертвоприношение Тела и Крови Христа Спасителя не в том значении, в каком исповедуем мы, следуя учению Церкви Христовой, Крестное жертвоприношение Иисуса Христа, в котором Он как великий Первосвященник единожды Самого Себя принес в искупительную жертву за грехи всего мира (Евр. 9, 28; 10, 14; Рим. 6, 9). Но следует понимать это таинственное жертвоприношение так: в Евхаристии, по установлению Иисуса Христа, действием Святого Духа Дары, из хлеба и вина преложенные в самое Тело и Кровь Христовы, приносятся в умилостивительную жертву Богу. Они силою страданий и крестной смерти, которые претерпел Иисус Христос за грехи мира, ходатайствуют пред Богом за живых и умерших в вере и надежде на Него, за коих приносится эта жертва.

Здесь опять не место нашим умствованиям, ибо говорим о тайне непостижимого строительства спасения, а должны мы в простоте веры и с благоговением принимать и свято сохранять все то, чему учит Слово Божие и Святая Церковь. Поэтому предложим вашему благочестивому вниманию не собственные умствования о Святом Причастии как жертве Богу, но учение Св. Писания и Отцов Церкви.

Спаситель говорил, что Евхаристия есть жертва Богу. Это видим и в пророчественной беседе Его о Евхаристии, и в словах, произнесенных при установлении Таинства. Давая обетование об установлении этого Таинства,

Иисус Христос говорил: Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). В сем обетовании Спаситель уже показывал, что Тело Его, подаваемое под видом хлеба, по существу есть то же самое, которое имело пострадать и умереть за жизнь мира, а потому и в Таинстве будет иметь значение умилостивительной жертвы.

При установлении Евхаристии Иисус Христос подавал благословенный хлеб и говорил: Сие есть Тело Мое. И потом, взяв благословенное вино в чаше, произнес: Сия есть Кровь Моя. Он, самим отделением Своего Тела от Крови указывая на Свои страдания и пролитие крови, давал разуметь, что сие Таинство Тела и Крови Его, совершающееся в воспоминание искупительного жертвоприношения на Голгофе, тоже является жертвоприношением.

Сия истина веры лучше раскрывается из объяснения, присовокупленного Господом к Своим словам. Он говорил: «Сие есть Тело Мое, отдаваемое за вас» (или, как апостол передает, за вас ломимое). Сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. За грехи мира истинное Тело Иисуса Христа предано было на страдания и смерть и проливалась истинная Кровь Его среди страданий. И в Таинстве Евхаристии истинное Тело и Кровь Христовы приносятся Богу в умилостивительную жертву за грехи людей по силе той же беспредельно великой жертвы, Единородным Сыном Божиим принесенной на жертвеннике крестном.

Притом, что Сам Спаситель совершил при установлении сего Таинства, то заповедал Он совершать апостолам, а в лице их и всем преемникам их в священстве, сказав: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

И обстоятельства установления Евхаристии указывают в ней жертвоприношение. Ибо Иисус Христос установил сие Таинство непосредственно по совершении ветхозаветного жертвоприношения, по заклании и снедении агнца пасхального. Ибо заклание агнца пасхального было истинным жертвоприношением Богу, получившим силу чрез преобразовательное свое отношение к Агнцу, предвечно закланному за грехи мира. Так истинно и бескровное жертвоприношение, совершающееся в Евхаристии, которое умилостивляет Бога силою своего существенного отношения к той же великой жертве, принесенной Иисусом Христом в Самом Себе Отцу Своему ради спасения мира.

И еще: Иисус Христос установил Евхаристию в утверждение Нового Завета. Ибо, подавая чашу с вином, Он свидетельствовал: Сия есть Кровь Моя, Нового Завета. Сему так и надлежало быть, по учению апостола Павла, ибо и Ветхий Завет утверждался жертвенною кровью. Святой апостол Павел пишет: Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя... Почему и первый завет был утвержден не без крови (Евр. 9: 16, 18). И Моисей говорил о жертвенной крови телячьей: Се кровь Завета, который завещал вам Господь (Исх. 24, 8). Так и Спаситель почти теми же словами сказал о Своей Крови, из вина претворенной: Сия есть кровь Моя, Нового Завета. Как Моисей утверждал Завет между Богом и избранным народом несомненно жертвенною кровью, так и слова Иисуса Христа свидетельствуют о истинном жертвоприношении в Таинстве Евхаристии. Только надобно при этом помнить наставление апостола Павла: Образы небесного должны были очищаться сими жертвами, самое же небесное — лучшими сих жертвами (Евр. 9, 23). Там приносились в жертву овны, тельцы и проч., а здесь приносится в жертву самое Тело и Кровь Господа Спасителя, Творца неба и земли.

Апостол Павел, отклоняя коринфских христиан от общения с язычниками, писал к ним: Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвоприношения?... язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10: 18, 20, 21). Апостол трапезу или алтарь христианский противополагает трапезе или алтарю языческого идолослужения. Отселе видно, что в совершении Евхаристии указывает он истинное жертвоприношение, участвующие в котором должны удаляться общения в жертвоприношениях языческих как нечистых и богопротивных.

Тот же апостол, отклоняя верующих во Христа от жертвоприношений иудейских, которые, по заклании на жертвеннике крестном Агнца Божия Иисуса, потеряли значение и силу, писал: Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр. 13, 10). Сими словами святой апостол Павел противополагает христианский алтарь и жертвоприношение иудейскому алтарю и жертвоприношению. Сей алтарь, от которого не имеют власти питаться служащие скинии, явно есть Святая Трапеза, на которой освящается и приносится Богу бескровная жертва, или Евхаристия, разделяемая только верующими во Иисуса Христа.

Совершение новозаветной жертвы было открыто и в Ветхом Завете. Не станем говорить о жертве, состоящей из хлеба и вина, которой, по учению богомудрых Отцов Церкви, Мелхиседек прообразовал бескровную жертву новозаветную (Быт. 14, 18), или о годовалом агнце пасхальном, прообразовавшем Агнца Христа Спасителя; но приведем одно яснейшее пророчество о Евхаристии, читаемое у пророка Малахии. Нет Моего благоволения в вас, говорит Господь Саваоф, и приношение рук ваших не благоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал. 1, 10—11).

В пророчестве ясно изрекается неблаговоле- ние Божие к жертвам ветхозаветным и предсказывается их отмена. Далее открывается, что вместо служения иудейских священников, через злоупотребление сделавшегося неугодным Богу (Мал. 1, 6—10), во всех странах между язычниками будет прославляемо имя Божие и станут приносить Богу жертву чистую, совершеннейшую. По единогласному свидетельству 51Святых Отцов, сия чистая жертва есть Евхаристия.