Kniga Nr1247

Притом, что Сам Спаситель совершил при установлении сего Таинства, то заповедал Он совершать апостолам, а в лице их и всем преемникам их в священстве, сказав: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

И обстоятельства установления Евхаристии указывают в ней жертвоприношение. Ибо Иисус Христос установил сие Таинство непосредственно по совершении ветхозаветного жертвоприношения, по заклании и снедении агнца пасхального. Ибо заклание агнца пасхального было истинным жертвоприношением Богу, получившим силу чрез преобразовательное свое отношение к Агнцу, предвечно закланному за грехи мира. Так истинно и бескровное жертвоприношение, совершающееся в Евхаристии, которое умилостивляет Бога силою своего существенного отношения к той же великой жертве, принесенной Иисусом Христом в Самом Себе Отцу Своему ради спасения мира.

И еще: Иисус Христос установил Евхаристию в утверждение Нового Завета. Ибо, подавая чашу с вином, Он свидетельствовал: Сия есть Кровь Моя, Нового Завета. Сему так и надлежало быть, по учению апостола Павла, ибо и Ветхий Завет утверждался жертвенною кровью. Святой апостол Павел пишет: Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя... Почему и первый завет был утвержден не без крови (Евр. 9: 16, 18). И Моисей говорил о жертвенной крови телячьей: Се кровь Завета, который завещал вам Господь (Исх. 24, 8). Так и Спаситель почти теми же словами сказал о Своей Крови, из вина претворенной: Сия есть кровь Моя, Нового Завета. Как Моисей утверждал Завет между Богом и избранным народом несомненно жертвенною кровью, так и слова Иисуса Христа свидетельствуют о истинном жертвоприношении в Таинстве Евхаристии. Только надобно при этом помнить наставление апостола Павла: Образы небесного должны были очищаться сими жертвами, самое же небесное — лучшими сих жертвами (Евр. 9, 23). Там приносились в жертву овны, тельцы и проч., а здесь приносится в жертву самое Тело и Кровь Господа Спасителя, Творца неба и земли.

Апостол Павел, отклоняя коринфских христиан от общения с язычниками, писал к ним: Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвоприношения?... язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10: 18, 20, 21). Апостол трапезу или алтарь христианский противополагает трапезе или алтарю языческого идолослужения. Отселе видно, что в совершении Евхаристии указывает он истинное жертвоприношение, участвующие в котором должны удаляться общения в жертвоприношениях языческих как нечистых и богопротивных.

Тот же апостол, отклоняя верующих во Христа от жертвоприношений иудейских, которые, по заклании на жертвеннике крестном Агнца Божия Иисуса, потеряли значение и силу, писал: Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр. 13, 10). Сими словами святой апостол Павел противополагает христианский алтарь и жертвоприношение иудейскому алтарю и жертвоприношению. Сей алтарь, от которого не имеют власти питаться служащие скинии, явно есть Святая Трапеза, на которой освящается и приносится Богу бескровная жертва, или Евхаристия, разделяемая только верующими во Иисуса Христа.

Совершение новозаветной жертвы было открыто и в Ветхом Завете. Не станем говорить о жертве, состоящей из хлеба и вина, которой, по учению богомудрых Отцов Церкви, Мелхиседек прообразовал бескровную жертву новозаветную (Быт. 14, 18), или о годовалом агнце пасхальном, прообразовавшем Агнца Христа Спасителя; но приведем одно яснейшее пророчество о Евхаристии, читаемое у пророка Малахии. Нет Моего благоволения в вас, говорит Господь Саваоф, и приношение рук ваших не благоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал. 1, 10—11).

В пророчестве ясно изрекается неблаговоле- ние Божие к жертвам ветхозаветным и предсказывается их отмена. Далее открывается, что вместо служения иудейских священников, через злоупотребление сделавшегося неугодным Богу (Мал. 1, 6—10), во всех странах между язычниками будет прославляемо имя Божие и станут приносить Богу жертву чистую, совершеннейшую. По единогласному свидетельству 51Святых Отцов, сия чистая жертва есть Евхаристия.

И по самому содержанию пророчества можно разуметь под чистой жертвой, указанной в нем, не иное что, как Евхаристию. Ибо в пророчестве говорится о такой жертве, какой прежде не было. Поэтому нельзя разуметь здесь такой жертвы духовной, о какой, например, говорит псалмопевец Давид: Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (Пс. 50,19).

Пророк говорит о жертве видимой, внешней, которая противополагается жертвам иудейским и которою будет прославляться имя Божие во всех странах. Он говорит о жертве богоугодной, чистой — какая же это богоугодная, чистая жертва? Если сказать: жертва единая, умилостивляющая Бога за грехи всего мира, та, которую Иисус Христос в Самом Себе принес на Жертвеннике Крестном, — то это будет несогласно со словами пророчества. Сия искупительная жертва принесена в одном месте, на Голгофе; а пророк говорит о такой чистой жертве, которая будет приноситься имени Божию на всяком месте.

Явно, что эта жертва, заменившая ветхозаветные жертвы в новозаветной Церкви Христовой, есть Евхаристия. И самое именование, каким называется эта жертва по-еврейски, указывает на бескровную новозаветную жертву — Евхаристию. Ибо у пророка «жертва» выражается таким словом, которое означает жертву, приготовляемую из чистой пшеничной муки, или жертву бескровную 52 .

Святая Церковь Христова, сущая по всем странам мира, во все времена свидетельствовала и доныне свидетельствует свою веру в истину, предсказанную в Ветхом Завете, на самом деле оправданную Иисусом Христом и преданную ей от апостолов. В доказательство тому, что Евхаристия есть жертва Богу, приведем здесь несколько свидетельств древних Отцов и учителей Церкви.

Священномученик Игнатий Богоносец, увещевая верующих не отлучаться от общественного собрания, в котором приносилась бескровная жертва, писал: «Никто да не обманывается. Если кто не будет внутри жертвенника, лишается хлеба Божия 53» . «Старайтесь пользоваться одной Евхаристией, ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа, и одна чаша по единству Крови Его, один жертвенник, как и один Епископ54» . «Итак, все сходитесь в храм Божий, как к одному жертвеннику, как к одному Иисусу Христу, от одного Отца пришедшему» .

Святитель Ириней Лионский пишет: «Иисус Христос, давая ученикам Своим совет приносить Богу начатки Его творений не потому, что Бог имеет нужду в чем-либо, но для того, чтобы сами они не были бесплодными и неблагодарными, берет хлеб от твари и, возблагодарив, говорит: Сие есть Тело Мое. И подобно чашу с вином от такой же твари, как и мы, назвал Своей Кровью и научил новому приношению Нового Завета, которое Церковь, приняв от апостолов, по всему миру приносит Богу, подающему нам пищу, как начатки Его даров в Новом Завете.

Это предсказал Малахия, один из двенадцати пророков: Нет воли Моей в вас, говорит Господь Саваоф и проч. (Мал.1, 10—И).