Kniga Nr1247

Это мы яснее увидим, если Бог поможет впоследствии, хотя бы кратко, рассмотреть порядок совершения Литургии. А теперь довольно припомнить то, что вы, братия, слышите каждый раз, когда присутствуете при совершении Божественной Литургии. Именно тот возглас, который совершитель Таинства, представляя лице Самого Господа Спасителя, произносит вслух для всей предстоящей Церкви: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое... Пийте от нея ecu: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Видите, как Святая Церковь в точности и неизменно исполняет заповедь Христову: Сие творите в Мое воспоминание.

Сам Спаситель совершил Евхаристию, показывая в совершении ее бескровное жертвоприношение за людей. Так и ныне совершается она через служителей и строителей Таин; и ныне произносятся те же слова Самого Господа слышанные некогда из Его уст избранными учениками и апостолами: Сие есть Тело Мое, за вас ломимое... Сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. И после сих сладчайших и спасительных слов Самого Господа, совершитель Таинства, от лица всей Церкви, как бы ответствует на слова Спасителя, исповедуя веру ее и надежду на могущественное действие жертвы, на Кресте принесенной пролитием искупительной Крови и теперь бескровно совершаемой, и возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

Из предложенного учения Св. Писания и Отцов Церкви раскрываются следующие истины, показывающие нам, братия, существо бескровной жертвы и ее отношение к той великой жертве, которую Иисус Христос принес в Самом Себе, добровольно предав Себя страданиям и смерти за грехи всего мира.

Во-первых, существо бескровной жертвы составляют не хлеб и вино, предлагаемые на трапезе прежде их освящения, но Самые Тело и Кровь Иисуса Христа, под видами хлеба и вина верою созерцаемые. Ибо Спаситель говорил: Тело Мое, за вас ломимое... Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая.

Во-вторых, жертвоприношение сие священнодействуется в то самое время, как освящаются предложенные Дары в Тело и Кровь Христовы. Ибо Спаситель в то же время, когда преломлял хлеб, возблагодарив Бога Отца, подавал ученикам Тело Свое, уже как принесенное в жертву Богу, и говорил: Сие есть Тело Мое, за вас отдаваемое. И потом также, над чашею хвалу воздав, говорил: Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

В-третьих, жертву сию приносит Сам Иисус Христос, ибо как тогда, при установлении Таинства, ученики Иисуса Христа слышали, так и после и доныне слышим мы слова Самого Господа: Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое... Сия есть Кровь Моя, за вас изливаемая. Совершитель Таинства только представляет образ Спасителя, а Сам Он, вечный Первосвященник, действует силою Всесвятого Духа. Он Сам — приносящий и приносимый, как исповедует Св. Церковь 63 . «Ибо не человек делает, что предложенное становится Телом и Кровью,— учит свт. Иоанн Златоуст,— но Сам распятый за нас Христос. Иерей, выполняя образ, стоит и произносит эти слова; сила же и благодать — от Бога 64».

Из предложенных истин ясно открывается отношение бескровной жертвы Евхаристии к тому жертвоприношению, которое однажды совершил Иисус Христос, предав Себя на страдания и крестную смерть за грехи всего мира.

Смотрите, братия, какое близкое отношение между одной и другой жертвой! На Жертвеннике Крестном Сам Иисус Христос был и жрецом и жертвою: Сам как Первосвященник принес Самого Себя в искупительную жертву Богу Отцу за весь род человеческий. И здесь, на жертвеннике бескровного жертвоприношения, Сам Иисус Христос как вечный Первосвященник, невидимо присутствующий, приносит за нас Отцу Своему в умилостивительную жертву Свое истинное Тело и Свою истинную Кровь. В сем отношении жертва Крестная и жертва Евхаристии сходны между собою и даже являются одним и тем же жертвоприношением, поскольку здесь действует один Иисус Христос, приносящий в жертву одно и то же Свое Тело и Кровь.

Но есть и различие между той и другой жертвой. Жертвоприношение Крестное совершено было Спасителем в состоянии уничижения страданиями Его человечества, пролитием крови и смертью тела; а жертвоприношение Евхаристии совершается, когда Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает и смерть не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9) — без страданий и без пролития крови, потому и называется бескровной жертвой. Если говорится о таинственном жертвоприношении: страждет, закалывается Агнец Божий и под. — этим означается только то, что эта бескровная и бесстрастная жертва приносится в воспоминание страданий и смерти Иисуса Христа, закланного на Кресте.

На Кресте Иисус Христос принес в жертву естественную плоть и кровь Своего Человечества, а в таинстве Евхаристии приносит Он в жертву Свое истинное Тело и истинную Кровь, сверхъестественно преложенные из хлеба и вина и под сими видами присущие.

Крестным жертвоприношением Иисус совершил искупление всего рода человеческого и удовлетворил правосудию Отца Небесного за грехи всего мира, а бескровным жертвоприношением Бог умилостивляется и усваивает плоды Крестного жертвоприношения Иисусова тем людям, за коих приносится сия таинственная жертва.

На Кресте Иисус однажды принес Себя в жертву для уничтожения греха и для приобретения людям вечного искупления (Евр. 9: 12, 25—28;10,10), и потом с Человечеством Своим, постра-давшим, умершим и воскресшим, вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца (10, 12). А бескровное жертвоприношение со времени установления его доныне совершается в Церкви Христовой по всем странам мира, на бесчисленных жертвенниках и, по заповеди Спасителя, будет совершаться в воспоминание о Нем до второго пришествия Его (1 Кор. 11, 25-26).

Однократное жертвоприношение Крестное есть как бы корень, из которого произросло спасительное древо бескровного жертвоприношения — Евхаристии. Ибо как все прочие спасительные Таинства, так и Евхаристия — или Дар пречистых Тела и Крови Христовых, приносимых в жертву Богу и преподаваемых в спасительную пищу верующим, — есть плод искупительных страданий и смерти Иисусовой.

И в следующей беседе будем говорить о сей же бескровной жертве. А теперь, окончив беседу, возблагодарим и прославим Христа, Спасителя и Бога нашего. Слава и благодарение и поклонение Ему, премилосердно, премудро и непостижимо устрояющему спасение наше, вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.