Kniga Nr1247

Смотрите, братия, какое близкое отношение между одной и другой жертвой! На Жертвеннике Крестном Сам Иисус Христос был и жрецом и жертвою: Сам как Первосвященник принес Самого Себя в искупительную жертву Богу Отцу за весь род человеческий. И здесь, на жертвеннике бескровного жертвоприношения, Сам Иисус Христос как вечный Первосвященник, невидимо присутствующий, приносит за нас Отцу Своему в умилостивительную жертву Свое истинное Тело и Свою истинную Кровь. В сем отношении жертва Крестная и жертва Евхаристии сходны между собою и даже являются одним и тем же жертвоприношением, поскольку здесь действует один Иисус Христос, приносящий в жертву одно и то же Свое Тело и Кровь.

Но есть и различие между той и другой жертвой. Жертвоприношение Крестное совершено было Спасителем в состоянии уничижения страданиями Его человечества, пролитием крови и смертью тела; а жертвоприношение Евхаристии совершается, когда Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает и смерть не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9) — без страданий и без пролития крови, потому и называется бескровной жертвой. Если говорится о таинственном жертвоприношении: страждет, закалывается Агнец Божий и под. — этим означается только то, что эта бескровная и бесстрастная жертва приносится в воспоминание страданий и смерти Иисуса Христа, закланного на Кресте.

На Кресте Иисус Христос принес в жертву естественную плоть и кровь Своего Человечества, а в таинстве Евхаристии приносит Он в жертву Свое истинное Тело и истинную Кровь, сверхъестественно преложенные из хлеба и вина и под сими видами присущие.

Крестным жертвоприношением Иисус совершил искупление всего рода человеческого и удовлетворил правосудию Отца Небесного за грехи всего мира, а бескровным жертвоприношением Бог умилостивляется и усваивает плоды Крестного жертвоприношения Иисусова тем людям, за коих приносится сия таинственная жертва.

На Кресте Иисус однажды принес Себя в жертву для уничтожения греха и для приобретения людям вечного искупления (Евр. 9: 12, 25—28;10,10), и потом с Человечеством Своим, постра-давшим, умершим и воскресшим, вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца (10, 12). А бескровное жертвоприношение со времени установления его доныне совершается в Церкви Христовой по всем странам мира, на бесчисленных жертвенниках и, по заповеди Спасителя, будет совершаться в воспоминание о Нем до второго пришествия Его (1 Кор. 11, 25-26).

Однократное жертвоприношение Крестное есть как бы корень, из которого произросло спасительное древо бескровного жертвоприношения — Евхаристии. Ибо как все прочие спасительные Таинства, так и Евхаристия — или Дар пречистых Тела и Крови Христовых, приносимых в жертву Богу и преподаваемых в спасительную пищу верующим, — есть плод искупительных страданий и смерти Иисусовой.

И в следующей беседе будем говорить о сей же бескровной жертве. А теперь, окончив беседу, возблагодарим и прославим Христа, Спасителя и Бога нашего. Слава и благодарение и поклонение Ему, премилосердно, премудро и непостижимо устрояющему спасение наше, вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.

51. Из них некоторые предложены будут ниже в этой же беседе, например, свидетельства св. Иринея, блж. Августина, св. Иоанна Дамаскина.

52. Хотя вообще это слово означает «дар» (Быт. 32: 14, 19, 21; 43:11, 15, 25 и др.) и «жертвоприношение» (Быт. 4: 3, 5), но в более узком смысле — «жертву бескровную», и противополагается жертве кровной, или закалаемой (см. Лев. 2, 1—6; 6, 7 и сл. 7, 9).

53. Послание к ефессянам, гл. 5.

54. Послание к филадельфийцам, гл.4.

55. Послание к Магн. гл.7.

56. Против ересей. Кн. IV. Ч. XVII. Гл. 5.

57.Против ересей. Кн. IV. Ч. XVIII. Гл. 4.