Kniga Nr1250

Проф. Киевского университета и КДА Экземплярский в статье «Христианское юродство и христианская сила» пытается дать ответ на этот вопрос. Он соглашается, что решить этот вопрос нельзя. Эта антиномичность проистекает из того, что по этому вопросу нам не все открыто. Мы сталкиваемся с неполнотой Божественного Откровения.

Свящ. Анатолий Жураковский в журнале КДА в 1916г. опубликовал статью «К вопросу о вечных муках». Он считает невозможность блаженства праведных людей при виде мук их ближних. Исаак Сирин говорил, что сердце, исполненное милостью, проникнуто состраданием даже к демонам. Жураковский признает вечные муки, но отрицает их бесконечность.

Кроме вечности наполненной (вечной жизни), мыслиться иная вечность, как абсолютная пустота.

Действие Божие в разных местах обусловлена по разному, и это действие обусловлено человеческой деятельностью. Существует сфера божественной пассивности, дурная вечность, вечность небытия. Откровение называет эту сферу «тьмой кромешной».

Мука в своей сути вечна в том смысле, что человек входит в нее, исходя из порядка времени. Человек может войти в вечность и выйти из нее. Во 2 Кор. Апостол был вознесен на третье небо и затем вновь вернулся во время.

Отсюда нельзя мыслить, что пребывать в вечности можно бесконечно. Грешники войдут в муку, но будут мучаться не бесконечно. Ад имеет значение очистительного воздействия в развитии личности. Исаак Сирин – «Бог ничего не делает для возмездия, а все на пользу. Не для того сотворил Владыка разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их скорби».

Е. Н. Трубецкой предлагает свое понимание ада. Ад – это не особая вечная жизнь вне Христа, ибо вечная жизнь только одна. Ад – это то где отсутствует жизнь. Действительность ада возникает не путем отторжения жизни от божественной полноты. Ад – это отделение жизни от смерти, разделение их. Тьма и червь – это образы смерти. Ад есть царство призраков и только а этом качестве принадлежит ему вечность. Адские муки – это страдания полной и окончательной утраты жизни.

Полная и окончательная утрата жизни есть переход во времени. Вечная мука ничто иное, как увековеченный миг окончательного разрыва с жизнью.

Проф. МДА Александр Туберовский предлагает концепцию «анастасиса» - воскресения. Он считает, что Воскресение Христово – это принципиально новое Откровение Божие, смысл которого в прославлении твари. Произойдет всецелое духовно-телесное прославление. Смерть будет упразднена. Божественная благодать наполнит все сущее, но не так как сейчас (статическое присутствие), а будет силой и славой, действующей во всей славе (динамическое вездеприсутствие).

Об апокатастасисе, в оригеновском понимании речь не идет. Поэтому в православном понимании понятие апокатастасиса должно заменить понятием анастасиса. Это будет вышеестественное состояние. Туберовский считает, что и тела грешников и не христиан по воскресении будут славны. Люди будут бессмертны, нетленны, духовны.

С. Булгаков не сомневается в том, что нельзя допустить полного поглощения образа славы образом мрака. И те и другие будут включены в бытие. У находящихся в аду обращенность к Богу и есть эта жизнь вечная.

Исаак Сирин говорит, что нельзя допустить, что жизнь вечная будет недоступна для пребывающих в аду.

Ад не творение Божие, а производное твари, то в конечном счете он должен превратиться в то, из чего вышел – в ничто.

Свобода – не безусловна. Она зависит от нашего состояния. поэтому нельзя отождествлять зло со страданием. Страдание может быть благом, может быть и злом.