Kniga Nr1250
Другое понимание Церкви – это общество людей, организация. Все крещенные в Православие, даже формально, являются членами Церкви. Любая видимая Церковь только отчасти соответствует Телу Христову.
Церковь должна показывать миру образ святости и чистоты. Поэтому она не должна держаться монофизитской идеи об отрешенности от всего земного. Сам Христос показал пример деятельного отношения к человеческим страданиям. Пимен Великий говорит: «Мы убийцы страстей, а не тела».
Любая Церковь подвергается опасности утратить свое достоинство с Первообразом. Двухприродность Церкви не предлагает ее деление на земную и небесную. Только то в человеческой стороне соединяется с божественной, что соответствует идеалу Христа.
Жизнь Церкви основана на двуединой заповеди – любви к Богу и близким. Но не всякая деятельность может быть выражением любви к ближнему. То, что внешне кажется добром, внутренне подлежит осуждению. Многими добрыми внешне делами движут гордыня, тщеславие, расчет, политиканство. Христос жертву вдовы назвал большей. Критерием служит жертвенность, мера любви, вкладываемая человеком в свои дела.
«Добрые дела» с расчетом для себя Флоренский называет «переодетым эгоизмом».
Главнейшим свойством христианской любви все свв. отцы называют смирение. Нет истинной любви там, где нет смирения. Добро, совершаемое без христианских начал, в конечном итоге разрушится.
«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» - говорит Иоанн Пророк, сподвижник Варсонофия Великого.
Страшный враг христианина – чувство превосходства над другими. Это чувство свв. отцы назвали «дмением». «Несчастен тот, кто удовлетворен человеческой правдой, для него не нужен Христос» – говорит Игнатий (Брфнчанинов). «Он исполнен высокоумием, самомнением, полон ненависти и мщения к несогласным с ним».
Социальной деятельностью в Церкви занимаются иерархи, клирики, миряне. Но эти дела могут быть делами и церковными, и не церковными. Не всякое дело, совершенное по решению священноначалия, есть дела церковные. Только то, что делается ради Бога, из любви к ближним, может быть церковным. К некоторым клирикам и мирянам относятся слова Господа: “Приближаются ко мне люди и словами чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня». Вся их социальная деятельность исходит из чувства гордыни, тщеславия, из желания быть угодным людям. Критерием добра, а от сюда и критерием социального служения, является духовное состояние совершающих дела.
В наше время христианский мир на служение Церкви смотрит как служение социально – политическое. Эту тенденцию можно охарактеризовать так: «Ищите прежде всего что есть, что пить и во что одеться, а Царство Небесное приложится вам». Хомяков замечал фальш в служении Церкви мирским потребностям.
Эта обмирщенность может привести к тому, что не заметят Антихриста, который будет величайшим социальным деятелем.
Социальная деятельность. Степень ее полезности для нас и для других обусловлено присутствием божественности в нашей деятельности и в нас. Это присутствие зависит от нас и только от нас.
Социальная деятельность Церкви происходит не в том ключе, в каком понимает эту деятельность мир. Она бессмыслена, пуста, негодна, если люди занимающиеся ее не понимают того главного, что они делают. Социальная деятельность немыслима без смирения и любви.
II Церковь и нация.