Kniga Nr1250
2) «Приобретать друзей богатством неправедным», оказывать своим трудом любовь к ближнему.
В концепции не рассматривается значение труда для духовной жизни человека. Сподвижник Варсонофия Великого Иоанн Пророк говорит: «Без смирения труд бесплоден». Человек должен осознать, что все добытое нами трудом – Божие, а не наше.
VII. Собственность.
Материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым. Богатым человеком быть трудно. Многое зависит от отношения человека к собственности.
VIII. Война и мир.
Возможна ли война с христианской точки зрения? Концепция прямо заявляет, что это возможно для защиты себя, ближних, своего отечества. Это основано на принципе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Церковь решительно смотрит против толстовской концепции непротивления злу силой. Ап. Павел в 1 Тим. Пишет, что тот, кто не защищает ближнего, хуже язычника. Само по себе служение в армии рассматривается как участие в боевых действиях.
Есть 2-а восприятия слова мир, 2-а различных понимания мира:
1) «шолом» – земное благоденствие, отсутствие войны и прочие земные блага.
2) «ирини» - освобождение души от власти греховной, это душевное состояние.
На 99% Ветхий Завет говорит о «шоломе».
IX.Преступность, наказание, исправление.
Истоки преступности видят в социальных условиях, но это не главная причина. Христианство все неустройства видит в человеке, а не во внешних причинах. (Преступниками становятся не только из бедных семей, но и из богатых.) Истоком преступности христианство считает духовно – нравственное разложение человека. Духовная болезнь души является источником преступности в мире.
Есть 2-а пути борьбы с преступностью:
а) Христианский – когда человек обратится к голосу своей совести. Это путь свободы личности и ее исправления. Наказание же Церковь понимает не как месть, а как средство для внутреннего очищения согрешившего.
б) Антихристианский – когда человек не сможет совершить преступления, т. к. будет связан по рукам и ногам. Это путь деспотии и рабства.
Двойственно освещен вопрос о смертной казни. В Ветхом Завете казнь была установлена. Вопрос об отмене смертной казни не затронут ни в Новом Завете, ни в Свящ. Предании. Но в наше время отмена смертной казни открывает поле для пастырской деятельности и дает возможность для духовного исправления осужденного. Казнь пожизненного заключения не дает должного воспитательного значения.
Психологи сделали вывод, что когда человек оказывается пред лицом своей смерти, с ним происходят изменения. Смертный приговор дает человеку осмыслить смысл своей жизни, у него может зародиться покаяние «метания (греч.). Человек, приговоренный к пожизненному заключению, стремится освободиться, сбежать, он живет надеждой оказаться на свободе, на это направлены все силы его души. Такой человек не задумывается о смысле жизни. Ни Ветхий Завет, ни Новый Завет, ни Свящ. Предание не дают оснований для отмены смертной казни. (Точка зрения А. И. Осипова). В вопросе о смертной казни собору не удалось прийти к единому мнению.
X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.
Основное внимание обращено на то, что человек – есть и мужчина и женщина.
Нужно различать между собой брак и церковное таинство брака. Брак существовал изначально, таинство – благодатный дар, а не просто священнодействие, который человек получает через последнее – стало возможно только с приходом Спасителя. Брак рассматривается ап. Павлом как брак честен и ложе не скверно, т. е. брак ни в коем случае не может быть предметом нарицаний. Искажения возникли по причине смешения понятий брака и таинства брака. Браком, по сути, является согласие мужчины и женщины на совместное сожительство и принимают на себя все обязательства, проистекающие из этого. По слову Златоуста брак – это таинство любви, это вечное единение во Христе.