Осипов А.И.-КТО ТАКОЙ БОГ?-ЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА А.И. ОСИПОВА ПО ОСНОВНОМУ БОГОСЛОВИЮ,-ПРОЧИТАННАЯ В СРЕТЕНСКОМ ВЫСШЕМ

Существует и другой подход, формально неверный. Но на самом деле, столь же правильный, сколько и апофатический. Речь идет о катафатическом методе. Этот метод утверждает: мы о Боге должны говорить. Мы прекрасно понимаем, что наши слова недостаточны и несовершенны, но почему мы должны говорить о Боге? Потому что слова о Боге ориентируют человеческую мысль и человеческий опыт. Есть разница, когда я ничего не могу сказать о Боге или я могу сказать, что Бог есть Любовь? Конечно, есть. Он есть Любовь, а не ненависть. "Бог есть Любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает". И Бог в нем. Это же все существо человеческой жизни. Оказывается, ненавидящий брата своего пребывает в смерти, оказывается, учение о Боге-Любви, это не есть просто абстракция, нет. А каждое указание на Бога является ориентиром, направлением, характеристикой нашей человеческой жизни.

Почему так ценно иметь правильное выражение о Боге? Хотя все наши слова неточны, неполны и несовершенны. Тем не менее, Откровение Божественное говорит нам, что Бог есть Любовь, а не ненависть. Человек, знай, если ты имеешь неприязнь хоть к одному человеку, ты находишься в неверном состоянии. Знай, человек, ибо Бог есть Любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает. Вы подумайте, какой великий критерий сразу дается человеку, и я могу себя сразу оценивать. И я понимаю: моя скрипка расстроена. Я, оказывается, нахожусь в неверном духовном состоянии. Как называть это состояние, уже неважно. Но я христианин, и я уже знаю: раз я нахожусь в неверном состоянии, я могу бороться с собой, я должен бороться с собой.

О чем говорит христианство в связи с этим? Все мы наполнены страстями, все мы горды, все мы самолюбивы, но есть огромная разница между людьми. Какая? Один видит это в себе, а другой не хочет этого видеть. Вот у меня неприязнь к человеку, а я даже не хочу замечать это. Оказывается, этим катафатическим учением о Боге человеку предлагаются критерии, мерило, с помощью которого я могу действительно оценивать себя, если я действительно хочу быть верующим человеком. Я, конечно, могу только по имени называться верующим, и тут же ненавидеть брата своего, и тогда я, если у меня совесть не совсем сожжена, не совсем ум помрачен, я могу понять, в каком же ужасном состоянии я нахожусь.

Вы теперь понимаете, в чем сила этого катафатического метода. Почему все Откровение наполнено откровением? Как Бог открывает нам себя? Нашими словами. Нашими, человеческими словами. Если бы Он нам открыл ангельскими словами, мы бы ничего не поняли. Все равно, что сейчас к нам кто-нибудь придет и заговорит на санскрите. Мы бы открыли рот. Может, он говорит величайшие истины, а мы бы ничего не поняли.

Бог Господь снисходит к нашему ограниченному разумению и выражает нам истину в наших словах. Я думаю, что когда мы умрем и освободимся от этого "понятийного" языка, то мы будем смотреть и улыбаться на наше представление о всех этих вещах, которые мы связываем с Откровением. Мы будем улыбаться, как пишет апостол Павел: "Ныне мы, как зерцало в гадании", то есть гадательно, тогда же - лицом к лицу. И когда мы увидим, тогда мы поймем все убожество наших представлений и о Боге и о духовном мире, но мы увидим и другое: каким благом было для нас Откровение Божие о Себе Самом и о других вещах, ибо это Откровение указывало нам путь проверки себя, это особенно важно, и указывало нам направление духовной жизни.

Вы знаете, есть ведь религии естественные, есть сверхъестественные. Естественные религии являются ничем иным, как выражением непосредственного человеческого чувства и оформлением в этих понятиях. Откровение отличается тем, что Сам Бог нашими понятиями дает нам о Себе знать, кто Он есть? Кажется, и здесь и там слова, здесь и там понятия. Направления совершенно разные. Здесь мы выражаем свое смутное чувство, и отсюда рождаются всевозможные религии. Всевозможные образы богов, наполненных всеми страстями, подчас и добродетелями, человеческими, но это мы выражаем свои чувства в понятийном языке. А есть Божественное Откровение, когда Сам Господь говорит о Себе, и мы видим потрясающие различие между тем пониманием Бога, которое дает христианство, и тем, которое вне христианства.

Какие эти различия? Их довольно много. Но есть некоторые, о которых меньше всего говорится, которые представляются на первый взгляд спорными, и даже вызывают некоторые недоумения и так далее. В истории человечества мы не найдем учения о том, что Бог есть Любовь и только Любовь.

Мы найдем что угодно, и самое высокое из этого что угодно, что он справедливый Судья, что он Правда, что он Истина, что он Разум. К этому приходили и отдельные философы, и отдельные религии. Но о том, что Бог есть Любовь, и только Любовь, не говорил до Христа никто. И кстати, Откровение со всей силой настаивает на том, что Бог есть Любовь, Евангелие от Иоанна, послания апостола Иоанна Богослова.

Вы знаете, существует у нас одна из комиссий, которая занимается диалогом с мусульманами Ирана. И на заседании прошлым летом рассматривали вопрос о человеческих добродетелях и о Боге, и, вы знаете, это было интересно слушать. Мусульмане, один за другим, говорят, что высшая человеческая добродетель - это справедливость. Мы сказали: "Если самый справедливый, то это же компьютер. Даже и человеком не нужно быть, чтобы быть совершенно справедливым. И разве вы не обращаетесь к Аллаху: "О, всемилостивый и милосердный Аллах!". Они говорят: "Да, милосердный, но Судья. Да он судит, но он судит справедливо. И в этом проявляется его милосердие. Но высшее - это есть справедливость".

Я привожу этот пример, потому что вы действительно не найдете в истории религиозного сознания учения о Боге-Любви. Не найдете потому, что Божественного Откровения такого не было, это самое главное. Его не было потому, что мы исказили само понятие любви. В человеческом лексиконе "любовь" обозначает: всепрощенчество, отсутствие наказания, то есть делай что хочешь, вот что по-человечески обозначает "любовь". Мы другу все прощаем, а того, кто нам неприятен, мы цепляем за каждую ерунду. У нас извратилось понятие любви. Христианство же возвращает нам это понятие.

Что такое христианская любовь? "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Под любовью разумеется жертвенность. Но жертвенность не слепая. Посмотрите, как Христос реагировал на зло: "Змеи, порождения ехиднины". Берет кнут и выгоняет из храма, опрокидывает даже скамьи. Мне вспоминается один эпизод из книги архиепископа Симеона Тянь-Шанского, когда ему было лет 14-15: "Я какую-то книжку взял, а там картинки, на которой кони спаривались. И вдруг мать увидела. Я никогда не видел у нее такого гнева. Она была очень добрая и мягкая. С каким гневом она выхватила и выбросила эту книгу. Я впервые увидел, что такое гнев любви". Он на опыте узнал, что это такое. Люди не знали, что такое гнев любви. Под любовью разумели только благость. А если это благость? То раз Бог есть Любовь, тогда делай что хочешь. Вот как извращенное человеческое сознание понимает то, что Бог есть Любовь.

Христианское учение о Боге-Любви, конечно, полностью понималось и воспринималось Святыми отцами. Однако это святоотеческое восприятие и понимание - что если Бог есть Любовь, то Он более ничто не есть, Он есть именно Любовь - это понимание оказывается психологически недоступным для ветхого человека. Поэтому мы видим, как даже в истории христианства это учение постепенно принижалось, искажалось.

Самый яркий, мощный пример - это католическое учение. Ансельм Кентенберийский, этот из великих схоластов в своем учении, которое названо "юридическим учением", все разложил по полочкам. Оно сводится к непрерывной судебной тяжбе между Богом и человеком. Эти тяжбы, в основном, не в пользу человека, но иногда и в пользу человека. Какие отношения между Богом и человеком? Любви? Нет, суда. Сделал зло, ты должен принести удовлетворение суду Божию, ты оскорбил Божество. Оказывается, Бога можно оскорбить. Следовательно, если можно Его оскорбить, значит это самое страдающее Существо из всех, которые мы знаем. Мы друг друга обидели, оскорбили, ну примирились и все. А Бог непрерывно оскорбляется грехами человеческими. Содрогается непрерывно от гнева на этих грешников. Какой там Бог-Любовь. Это судья. Отсюда изобретено дикое учение о заслугах человека. Это ужас, мороз по коже. Более того, о сверхдолжных заслугах, которые может иметь человек перед Богом. Это учение об удовлетворении, учение о чистилище. Это все прямо вытекает из искаженного учения о Боге.

Ну, а если Бог есть Любовь, то как же понять эту Любовь? Скорби человеческие бывают. Да. Разве за грехи человеческие не бывает воздаяния? Бывают, еще как. Мы на личном опыте это можем видеть. А на опыте других мы это видим сплошь и рядом. И само Священное Писание говорит о воздаянии. Что же все это значит? Перепутали. Когда эти факты оценивали как наказание Божие, то есть как месть Божию за грехи, то перепутали очень важные вещи. Все католическое учение сводится к доктрине "око за око и зуб за зуб". Забыли, что такое естественное следствие нарушения духовных законов, которые являются первичными в нашей жизни. Кто наказывает наркомана, кто наказывает того, кто выскакивает со второго, с третьего этажа, когда ему говорят: "Сходи по лестнице"? И он ломает себе руки, ноги. Кто его наказывает? Кто наказывает пьяницу? Это же не месть Бога, что он становится поломанный, исковерканный телесно, душевно. Это не месть Бога.