Ириней (Орда), еп.-О РЕЛИГИОЗНОМ-ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-САРДОНИКС, 2004 г.-Содержание-Предисловие-О том, что воспитание

Насаждая в сердцах детей своих, таким образом, с одной стороны – уважение и любовь к истине, вы, родители, должны, с другой стороны, всеми силами воевать против лжи. Но как же вам достигнуть этого? Укажу следующие правила.

Учите своих детей с самых ранних лет ненавидеть ложь потому, что Бог праведен и правду любит, что всякая неправда есть грех. Ваши дети не потому должны главным образом избегать лжи, что знают, что если будут обличены во лжи, то будут за это наказаны, но потому, что знают, что Бог запретил ложь, потому что всякая ложь есть грех перед Богом. Покажите детям словами Священного Писания, как ненавистна перед истинным и праведным Богом всякая ложь. Мерзость пред Господом - уста лживые (Притч. 12,22). Учите их, что ложь изобрел диавол, вследствие чего Спаситель и говорит о нем: он лжец и отец лжи. (Ин. 8,44), и что, следовательно, дети, которые лгут, подражают сатане и уподобляются ему.

Не терпите в детях никогда самой малой лжи. Если ребенок сделал какой-либо поступок, и если он тотчас откровенно сознается, на первый раз простите ему, или, если поступок серьезный, смягчите наказание, но сказавши ему при этом, что вы потому не наказываете его или назначаете меньшее наказание, что он тот час сказало правду. Однако нельзя здесь идти слишком далеко. Если каждый раз прощать и уменьшать наказание, как скоро ребенок тотчас сознается в своих проступках, то отсюда может получиться двойной вред: ребенок – с одной стороны – мало-помалу приучиться не придавать значения своим поступкам, а с другой стороны – привыкнет к тому, чтобы говорить правду только тогда, когда будет усматривать в этом выгоду, и напротив – не будет бояться и скрывать правду, если будет видеть вред от сознания в истине. Но если ребенок сделал что-либо нехорошее и притом еще лжет, запираясь в этом, нужно поставить всегдашним правилом – удваивать наказание, но при этом должно быть объявлено ребенку, что он вдвойне наказывается и за проступок и за ложь. Если ребенок из мести или по злобе к другим лживо сказал что-нибудь нехорошее, - следовательно, наклеветал, то за это не только должно строго наказать, но и без снисхождения заставить, чтобы он перед всеми, кто слышал его ложь, опроверг оную. Этого требует христианский нравственный закон.

Никогда сами ни в чем не обманывайте детей и не позволяйте, чтобы старшая – прислуга и вообще кто бы ни был – обманывал малюток. Как часто бывает, что для того, чтобы успокоить раскапризничавшегося ребенка, родители позволяют себе солгать что-либо, или же делают угрозы и обещания, которые после никогда не исполняются. Как это вредно! Дитя скоро замечает, что его обманывают, и его вера словам родителей, его чувство истины глубоко этим подрываются.

Не доводите сами своих детей намеренно и ненамеренно до лжи. Ненамеренно это может происходить, когда вы, если что случится, грубо накидываетесь на своих детей, если вы в горячности и с поднятой рукой для наказания кричите: “ это ты сделал? Вот я тебе!”: или: “будешь ты мне помнить, если ты это сделал”, и т.п. Нужно ли удивляться, если ребенок в страхе за свою кожу станет лгать? А что сказать, если родители улыбаются лжи своих детей, хвалят их за хитрую ложь? Или что нужно думать о таких родителях, которые побуждают ко лжи детей своих, учат, как обмануть учителя и других людей, чтобы выйти из затруднительного положения или избежать наказания? Такие родители, если они вообще заслуживают этого имени, суть соблазнители своих детей. Можно ли удивляться, если после этого дети не только бранятся, но и лгут и воруют? Нужно хорошо помнить, что кто не считает лжи за грех, тот способен воровать и обманывать. Нечестивый и лживый в слове – таковым будет и на деле.

Показал я вам, родители, как воспитывать в детях правдивость, как с ранних лет должны вы воспитывать в них чувство истины. Я указал важнейшие правила, как, с одной стороны, должны вы укреплять в детях уважение и любовь к истине, а с другой – глубокое отвращение ото лжи. Помните эти правила, и добросовестно применяйте их. Учите детей своих любить истину потому, что Бог есть истина и не терпит лжи; будьте всегда сами правдивы и искренни во всех ваших действиях и поведении перед детьми; покажите им, как гнусна и омерзительна в очах Божиих всякая ложь. Не терпите ни малейшей лжи перед вашими детьми, не обманывайте детей, не лгите сами и не допускайте, чтобы другие обманывали их. Не забывайте мудрых слов: гнусное пятно в человеке ложь. Обращайте внимание, чтобы вам намеренно или ненамеренно не привести детей ко лжи. Таким образом, вы воспитаете детей своих правдолюбивыми людьми, к которым и Бог и все добрые люди будут иметь благоволение. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ

О воспитании в детях невинности и чистоты сердца

Блаженные чистые сердцем (Мф. 5,8)

Есть ветер, называемый самум или сирокко; дует он из жаркой, сухой пустыни, и сам страшно жаркий, жгучий, гибельный для всего живого: где продул этот ветер, засыхает и погибает всё цветущее и растущее на полях и садах. На терновник и репейник, которые его могут переносить, он, впрочем, не производит действия, а погибают от него полезные растения, плоды которых служат пищей человеку и животным. Этот убийственный, гибельный ветер мне представляется образом одного из пагубных направлений нашего времени, которое, как самум, сушит и уничтожает в жизни людей все прекрасное: и начинающее цветение и зрелые плоды добродетели. Это разрушительное поветрие в нравственной области составляет разнузданность чувственных плотских похотей и любострастия. Это – величайшее зло и гибель нашего времени. От него гибнут семейства, оно позорит и мужчин и женщин, губит юношество, оставляет следы своего ядовитого, отвратительного дыхания и на малых детях. Не видится и преград этому гибельному направлению духа времени. Тем необходимее, поэтому, с нашей стороны внушить вам, родители, чтобы вы неустанной заботливостью и неумолимой строгостью предохраняли детей своих от этой гибельной заразы. Если вы надлежащим образом поймете пагубность преобладания в ваших детях чувственности, тогда поймете слова Господа: блаженные чистые сердцем – и тогда все свои заботы вы употребите на то, чтобы уберечь невинность и чистоту своих детей.

Чудным существом вышел человек из рук Божиих: душа его носит образ Божий, а по телу он близко подходит к высшим породам мира животного. По намерениям божественным, душа должна господствовать над плотью, над её чувственными побуждениями. Так и было в начале - когда душа человека была послушна и покорна Богу, тело со своими чувственными влечениями, стремлениями подчинялось душе, не отягощая её и не подвергая её искушеньям.

Иначе стало дело после грехопадения. Душа человеческая возмутилась против Бога: низшее отказалось от послушания высшему. И чем согрешил человек против Бога, тем он и наказан. Как дух человека восстал против Бога, так и плоть его восстала против духа. Вследствие праведного наказания, чувственные стремленья и похоти телесной природы человека стали тиранствовать над духовными стремленьями человека, требуя, чтобы он слушался и служил плотским похотям. Так произошла в человеке склонность делать то, что ласкает чувственность и услаждает её: человек стал плотским. Сущность чувственности и плотской похоти состоит в том, что душа подчиняется плотским похотям, что плотская похоть господствует над человеком, разнуздывает, ослепляет его, не дает подумать о Боге, о вере, о заповедях и воле Божией и убивает в человеке чистое, божественное, святое.