Ириней (Орда), еп.-О РЕЛИГИОЗНОМ-ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-САРДОНИКС, 2004 г.-Содержание-Предисловие-О том, что воспитание

Но если ты, по недостатку истинного благочестия, недостаточно знаешь самого себя, не знаешь своего главного порока, то может быть, тем лучше знаешь недостатки своего мужа, своей жены, прекрасно знаешь слабую его или её сторону. И это также может навести тебя на надлежащий путь к отысканию главных недостатков твоих детей. Будь внимателен, отец: не замечаешь ли ты в своей девочке тех именно недостатков, которые так неприятны для тебя в жене твоей; а ты мать, смотри, не видишь ли в своем мальчике тех самых недобрых наклонностей, которые в твоем муже причиняют тебе столько неприятностей и огорчений.

Прислушивайтесь, что другие люди говорят о ваших детях. Чужие люди обыкновенно гораздо лучше видят недостатки в наших детях, чем вы, родители, так как они не бывают ослеплены ложной родительской любовью. Поэтому, если кто обратит ваше внимание на тот или другой проступок ваших детей, то не обижайтесь на это; особенно если священник или учитель укажут вам с благожелательной целью на неодобрительное поведение ваших детей, не сердитесь на это; напротив, будьте благодарны им: это указание может послужить ко благу вашему и детей ваших.

Любите своих детей разумной христианской любовью. Безрассудная родительская любовь, какую, к прискорбию, большинство родителей питают к своим детям, служит обыкновенной причиной того, что они не обращают внимания на важные поступки детей, что они видят в них одно только хорошее, и самые их непростительные шалости считают часто хорошим качеством.

Наблюдайте внимательно за детьми своими особенно тогда, когда они и не подозревают, что за ними кто-то смотрит. Например, в играх, когда они находятся в среде своих сверстников, когда их истинная природа лучше всего сказывается, и как добрые, так и худые их наклонности скорее всего обнаруживаются.

Вы знаете теперь, родители, почему при добром воспитании должно первее всего обращать внимание на искоренение главных пороков детей. Я указал вам важнейшие правила, как отыскать в ребенке главный его порок. Если вы хотите с успехом исправить пороки ваших детей и искоренить в них зло, то будьте уверены, что вы этого не в состоянии достигнуть, если не будете знать главной страсти детей. А чтобы узнать, какой в вашем ребенке главный недостаток, главный порок, следуйте тем правилам, которые указал я. Старайтесь, прежде всего, знать свои слабые стороны и исправлять их. Прислушивайтесь, что другие люди говорят о ваши детях, и не раздражайтесь, когда придется услышать что и нехорошее. Любите детей разумной и истинной христианской любовью. Имейте, наконец, зоркие глаза за детьми. Если вы таким способом заметили этого голиафа – главный порок в ваших детях - то смело идите против него, в надежде на помощь Божию, и не переставайте воевать с ним, пока не поразите его совершенно. Если удастся вам истребить корень греха, то мало-помалу исчезнут плевелы прочих пороков в саду сердца детей ваших, и взоры Божии и их святых Ангелов-Хранителей с благословением почиют на них. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ

Об искоренении в детях гордости

Итак, кто умалится, как дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18,4)

В последней нашей беседе мы показали основание, почему родители в своей борьбе с дурными наклонностями своих детей должны обращать главное внимание на то, чтобы искоренить и уничтожить в каждом ребенке отличительный его нравственный недостаток, победить “голиафа”, чтобы войско его разбежалось. Указал я и главнейшие правила, как отыскать в ребенке этот выдающийся в нем порок. Обыкновенно, как я уже заметил в последний раз, этот главный порок – один из семи так называемых смертных грехов. Начну с первого смертного греха – гордости.

Но что же делать нам, когда замечаем в ребенке ростки этого греха, и как насаждать в душе его противоположную добродетель – скромность, смирение?

Скромность, кротость, смирение так естественны слабому дитяти, во всех отношениях нуждающемуся в помощи других, что тщеславие и гордость являются в нем вследствие превратного воспитания и неправильного развития врожденного каждому человеку честолюбия. Сам Спаситель, чтобы наглядно показать ученикам своим образец истинного смирения, поставил среди них дитя и сказал: итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18,4). Тем не менее, и в детях, большей частью вследствие ложного воспитания, уже может в разных формах обнаруживаться гордость.

Раньше всего она обнаруживается в тщеславии одеждой. Дело совершенно естественное и невинное, когда малые дети рады бывают, что им сошьют новую одежду, если только эта радость не преступает надлежащих границ. Но эта граница переходится, когда дети безмерно и слишком уже выражают свою радость своей красивой одежде, когда они тщеславятся своим нарядом и с презрением смотрят на других детей, хуже их одетых. Большей частью эта смешная суетность и пустое тщеславие возбуждается самими неразумными родителями, которые нередко наряжают своих детей – девочек и мальчиков – как кукол, сами восхищаются их нарядом, подводят их смотреться и любоваться к зеркалу и т.п. Чтобы не возбуждать в детях своих тщеславие одеждой, родители должны избегать этих и подобных недостатков. Напротив, они должны дать понять своим детям, что перед Богом нарядные, дорогие одежды не имеют никакой цены, что Бог взирает не на одежду, но на сердце, что прекраснее дитя в бедной и плохой одежде, но у которого благочестивое и чистое сердце. Указание на то, что Иисус Младенец в яслях был повит бедными пеленами, может также служить предостережением для детей не придавать значения дорогим и красивым нарядам. Разумные родители будут говорить своим детям не о дорогих и красивых нарядах, но о чистых и опрятных, так как дети должны быть приучаемы к опрятности. Поэтому не следует порицать и считать за гордость, когда ребенок не хочет одевать грязную и разорванную одежду, если он аккуратно моет руки и лицо, если он отказывается есть и пить из немытой посуды, и если вообще любит, чтобы все вокруг было чисто и аккуратно. Напротив, всячески нужно развивать в детях вкус к опрятности и чистоте.