Ириней (Орда), еп.-О РЕЛИГИОЗНОМ-ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-САРДОНИКС, 2004 г.-Содержание-Предисловие-О том, что воспитание

Второй род гордости, обнаруживающийся уже и в детях, состоит в том, что дети много думают о богатстве или высоком чине своих родителей и потому низко смотрят на детей бедных и невысокочиновных родителей, считают себя лучше их и потому уклоняются от сношения с ними, грубо обращаются с прислугой и т. д. Чтобы дети ваши не усвоили этого противного порока, приучайте их к тому, чтобы они ко всякому – богатому и бедному, знатному и простому – были внимательны, ласковы, учтивы. Не мешайте им сближаться с бедными, но хорошими детьми. Не позволяйте, чтобы дети ваши о ком бы то ни было дурно отзывались. Внушайте им, что Бог смотрит не на богатство, не на знатность, но на добродетель и честность. Укажите особенно на Младенца Иисуса, Который избрал себе не богатых и знатных родителей, но плотника – своим воспитателем, а бедную деву – матерью.

Третий род гордости обнаруживается уже в детях в том, что они много думают о своих действительных или мнимых добрых качествах и преимуществах. Есть немало детей, которые гордятся своим прилежанием, своим благочестием и своей скромностью, которые много о себе воображают, что занимают первое место в списке учеников и т.д. Конечно, нет еще ничего предосудительного в том, что дитя считает для себя честью, если они успевает хорошо в науках и отличается прекрасным поведением, так как, честолюбие такого рода свойственно всякому человеку, - следовательно, и ребенку вложено в сердце Творцом. Но это честолюбие должно быть в известных границах, не должно вырождаться в искание чести, в тщеславие. Ребенок должен быть прилежным, скромным, благочестивым, не потому только, что за это его хвалят, но потому, что этого требует от него Бог. И чем старше становится ребенок, тем больше он должен быть приучен к тому, чтобы делать добро по чувству долга, с мыслью о Боге, а не для того только, чтобы пожинать похвалу у людей. Он потому должен главным образом избегать греха и зла, что Бог запретил грех, а не потому только, чтобы избежать порицания и наказания. Берегитесь сами, чтобы не насадить в детях ваших самомнения и высокомерия, самохвальства, славолюбия и хвастовства, позволяя им толковать и судить о предметах, которых они не понимают совсем, или же, как часто это бывает, расточать им похвалу за доброе поведение. Ласковый взор, довольная улыбка, краткое замечание, что вы довольны им, должно быть для ребенка достаточной наградой за исполнение им своих обязанностей. Не допускайте никогда, чтобы дети хвалили самих себя, много говорили о самих себе, или же вмешивались в разговоры взрослых, осмеивали или же дерзко поправляли их мнения.

Приучайте их, наконец, как я уже это говорил в одной из предыдущих проповедей, к пунктуальному послушанию, потому что послушание есть самый лучший учитель смирения и кротости.

Чтобы внушить детям отвращение от всякого рода тщеславия, самомнения и суетности, указывайте им на то, какой великий грех перед Богом - гордость, что она, по словам Св. Писания, начало всякого греха (Притч. 8,13) и мерзость пред Богом (Сир. 10,15). Показывайте им на примеры злых духов (они, известно, за гордость свержены с неба), на пример наших прародителей в раю (по внушению дьяволом гордости, они захотели быть как боги); учите их, к чему приводит гордость, как страшно Господь наказывает за неё и как высокомерие предшествует паденью. При этом не забывайте учить их, как богоугодна добродетель смирения и скромность, как Бог возвышает смиренного, как это мы видим на Матери Божией и святых. Но высочайшим образцом как всех прочих добродетелей, так и смирения, должен быть для них Спаситель, Который сказал о Себе Самом: научитесь от меня ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11,29).

Родители! Вы все желаете, чтобы дети ваши были добрыми, послушными детьми. Если этого вы истинно хотите, то побеждайте в них гордое высокомерие, потому что высокомерные дети будут своенравны и непослушны; насаждайте в них смирение и скромность, потому что скромные дети всегда бывают послушными. Вы все хотите, чтобы дети ваши были благодарны - не допускайте в них вкорениться высокомерию и гордости, потому что человек гордый большей частью неблагодарен. Все вы хотите, чтобы дети ваши были счастливы - насаждайте в них скромность и смирение, потому что скромный и непритязательный человек бывает спокоен и доволен свои положением, а человек довольный, в сущности, и есть честный и счастливый. Все вы, без сомненья, хотите чтобы на детях ваших почивало благоволение Божие: сохраняйте их от гордости; учите их словом и примером смирению и скромности, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4,6). Аминь.

ПОУЧЕНИЕ

О предохранении детей от любостяжания

Корень всех зол есть сребролюбие (1Тим. 6,10).

Второй смертный грех есть любостяжание. Он состоит в том, что человек всей душой, всем сердцем, всем помышлением своим отдается деньгам, приобретению и накоплению имущества, оставаясь бесчувственным и жестокосердным к нуждающимся. Едва ли есть другой столь распространенный порок, гнусность и греховность которого была бы столь мало сознаваема, как любостяжание. А между тем Слово Божие корнем всех зол называет сребролюбие, и о тех, которые желают обогащаться, ап. Павел говорит, что они впадают в искушения, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1Тим. 6, 9). В другом же месте тот же апостол любостяжание поставляет в числе тех пороков, которые исключают человека из Царства Небесного. Так он учит: знайте, что никакой любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5,5). Ап. Петр приученных к любостяжанию называет сынами проклятья (2Птр. 2,14). Если же это так, то отсюда видите, родители, что вам самим необходимо беречься этого порока и в то же время предохранять от него детей своих. Сегодня я коснусь только последнего пункта и представлю ответ на вопрос: как нужно поступать родителям, чтобы предохранить детей своих от любостяжания и скупости?

Весьма многие родители – сознательно или не бессознательно – сами сеют, насаждают и вкореняют в душах детей своих страсть любостяжания. Во многих, даже можно сказать – в большей части семейств, дети день в день ни о чем почти не слышат больше разговоров, как о деньгах, о доходах, о жаловании, о заработках. Получить хорошее, доходное место и большое жалованье поставляется для них главной задачей жизни; богатство прославляется, как высшее счастье, бедность как величайшее несчастье. К таким речам представляют примеры, которые дети ежедневно видят перед глазами. С детства они замечают, что людей уважают и ценят по той мере, в какой кто обладает состоянием, имуществом. В некоторых семействах, особенно ремесленников, для увеличения хозяйственных денежных заработков, даже малых детей заставляют – иногда непосильно, даже в воскресные и праздничные дни, - работать с ущербом для их здоровья и телесного развития. В виду всего этого, иначе и быть не может, как только то, что дети постепенно приучаются к мысли, что люди для того существуют, чтобы так или иначе приобретать деньги, что деньги на свете – самое главное.

В некоторых приходах, как сообщают мне, мальчики, обученные в приходской школе церковному пенью и еще продолжающие свое школьное обучение, не хотят петь даром в церковном хоре своей приходской церкви и, по наставлению родителей, требуют, чтобы им давали по несколько копеек за каждую службу. Очевидно, что жалкие родители этих несчастных детей смотрят на них, как на доходную статью в хозяйстве. Но что выйдет из этих детей? Вырастут они и будут делать только то, за что можно получить деньги; в храме Божием их уже никто не увидит, так как за посещение церкви денег никто не дает… Родители, таким образом, оказываются виновниками нравственной порчи и отпадения своих детей от Бога; сознательно или бессознательно – они приучают детей своих служению мамоне и золотому тельцу и отчуждению от Бога. Танцы евреев в пустыне у Синая вокруг золотого тельца наглядно показывают, какие действия производит любостяжание на религиозную жизнь. Где кланяются золотому тельцу – деньгам, там уже нет почтения и поклонения истинному Богу

Любостяжание может обнаружиться в детях различным образом. Большей частью оно в малых детях высказывается в том, что некоторые из них все стараются захватить и присвоить, и из того, что получают, ничего не хотят дать братьям и сестрам, или другому кому-либо. Чтобы предохранить детей от этой гнусной страсти, родители должны направлять их к противоположному сему пороку добродетели, именно – к щедрости. Это может быть достигнуто, когда вы будете приучать детей делиться с другими тем, что они получили, а также чтобы они собственноручно подавали нищему милостыню, оказывали услуги бедняку и т.п. Но учите детей щедрости не только из естественного сострадания, но и по религиозным основаниям, внушая им, что данное нищим, Спаситель принимает, как если это дано было ему Самому; учите детей словам Господа: лучше давать, чем принимать (Деян. 20,35); пусть рука его учится благотворению, чтобы ребенок узнал, какое блаженство в даянии.