Олесницкий Аким Алексеевич-РУКОВОДСТВЕННЫЕ О -СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ -СВЕДЕНИЯ, ИЗ ТВОРЕНИЙ -СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ -ЦЕРКВИ

Было рассуждение у отцов Церкви и о надписании сего послания и, следовательно, о его назначении именно ефесеям. Василий Вел. (Против Евномия. Кн.2) говорит, что в некоторых древних списках, в надписании сего послания (Еф.1:1), стояло только: святым сущим без следующего слова: в Ефесе. И Иероним (Толков. На это место) различает два чтения надписания послания в различных списках: 1) святым сущим и 2) святым сущим во Ефесе. Но отсутсnвие слова во Ефесе в некоторых списках, очевидно, было ошибкой переписчиков, а может быть делом маркионитов, которых уже Тертуллиан упрекал за некоторые повреждения в сем послании. Св. Игнатий богоносец, муж апостольский, пиша свое послание к тем же ефесеям, как и должно было ожидать, упоминает в нем и о послании на их имя апостола Павла. "Знаю, кто я, - говорит он, - и к кому пишу. Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого я желал бы быть, когда приду ко Господу. Во всем своем послании к вам он поминает вас о Христе Иисусе" (Посл. св. Игнатия к ефесеям. Гл.12). Итак, послание сие написано ап. Павлом именно к ефесеям, после пребывания его в их городе.

Но что за город Ефес? Ефес есть главный город Малой Азии; из него вышли многие философы, особенно из славившихся в Азии. Говорят, что и Пифагор был оттуда. То же должно сказать и о Пармениде, Зеноне и Демокрите. Да и ныне еще там можно найти многих философов. Об этом мы замечаем для того, чтобы показать, как много апостолу Павлу нужно было тщания, когда он писал к ефесеям свое послание. Говорят, что когда он еще изустно оглашал их, он уже доверил им глубочайшие истины веры. И само послание, действительно, исполнено возвышенных и необъятных созерцаний и догматов, в нем он объясняет то, о чем нигде почти не писал, когда, например, говорит: да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия (Еф.3:10). И в другом месте: с Ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе (2:6). Или еще: яже во иных родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его апостолом и пророком Духом Святым: яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе (3:5,6)" (И.Златоуст. Беседы на Посл. к Еф. Предисл.). "В частности в своем послании апостол, прежде всего, показывает, что таинство наше не новое, но из начала, прежде сотворения мира, Бог благоволил, чтобы Христос пострадал за нас и чтобы тем мы были спасены. Потом рассуждает о призвании язычников, с целью показать, что они уверовали достойно; учит, что мы призваны не человеком, но Христом, Который есть Сын Божий, чтобы чрез сие внушить ефесеям, что, уверовав во Христа, они соделались не человекопоклонниками, но истинными чтителями Бога. Потом предлагает различные увещания мужам и женам, родителям и детям, господам и рабам, и всех вообще ополчает на дьявола и демонов его, говоря, что с ними - наша брань, и как добрый подвигоположник, вооружив всех своим словом, оканчивает послание" (Синопсис Афанасия). "Написано послание из римских уз, как и сам говорит апостол: молитеся о мне, да дастся ми слово, во отверзение уст моих, со дерзновением сказати тайну благовествования, о немже посольствую во узах (6:19)" (И.Златоуст. на Посл. к Еф. Предисл.).

§56. Послание к Филиппийцам. "Филиппийцы были жители македонского города Филиппы, и начало евангельской проповеди здесь было блистательно... Послание же к ним ап. Павел написал, когда был во узах, ибо он говорит: яко узы мои явлени о Христе быша во всем судищи (1613), называя судищем двор Нерона. Но это были те узы, от которых он был освобожден, ибо он надеется еще лично быть в Филиппах: надеюся же о Господе, яко и сам скоро прииду к вам (2:24); и сие известно вам, яко буду и спребуду вам всем (1:25). Между тем филиппийцы, узнав об узах Павла, послали к нему Епафродита, чтобы он отнес ему деньги и узнал о его обстоятельствах, ибо они весьма любили его. Об этом Павел говорит так: приях вся, и избыточествую: исполнихся, приемот Епафродита посланная от вас (4:18)." "И прежде еще, по любви к апостолу, филиппийцы посылали ему деньги в Фессалонику и Коринф, для удовлетворения его насущных потребностей (4:16)". "Что филиппийцы посылали в Рим с целью узнать, вместе с тем, и об обстоятельствах апостола, это он показывает в самом начале послания, говоря: уповаю Тимофея вскоре послати к вам, да и аз благодушествую, уведав яже о вас (2:19). Выражение: да и аз дает такую мыслю: как вы, для полного удовлетворения, послали узнать о моих обстоятельствах, так и я пошлю, чтобы и мне ободриться, зная о ваших обстоятельствах... Так как филиппийцы много беспокоились о Павле, сведав о его узах, то апостол, в начале послания, много говорит в утешение им касательно уз, научая, что о них не должно беспокоиться, но паче радоваться. Потом дает наставление касательно единомыслия и смиренномудрия, внушая им, что в сих добродетелях наибольшая крепость для них. Для учителей ваших, говорит апостол, не то прискорбно, что они находятся во узах, но то, что их ученики не связаны узами единодушия. Ибо первое служит даже к распространению Евангелия, а последнее к расстройству. Сделав, таким образом, увещание к единодушию и показав, что оно есть плод смиренномудрия, апостол, затем, в послании в филиппийцам, сильно нападает на иудеев, кои, под видом христианства, повсюду наносили только вред истине учения, называет их псами и злыми делателями, и увещевает остерегаться их; показывает, к кому, напротив, должно оказывать внимание; много рассуждает о нравственных предметах; со свойственным ему благоразумием воспоминает о присланных ему вещах и вообще много утешает их. Видно, что апостол пишет к филиппийцам с особенным почтением, и нигде не говорит ничего укорительного. Это свидетельствует о их добродетели, и поистине город Филиппы показал великую готовность к вере... В похвалу филиппийцам Павел говорит много, и притом важного, называя их своим венцом и великими страдальцами. Вам даровася от Бога, не токмо еже в Него веровати, говорит он, но и еже по Нем страдати (1:29)" (И.Златоуст. Толк. на посл. к Филипп. Предисл. и Толк. на 4:16. Феодорит. Толк. На посл. к Филипп. Предисл. Синопсис Афанасия) ("И то великая похвала Филиппийцам, что находясь в столице, апостол получает содержание от их малого города". - Прим. авт.). Одно из самых светлых церковных чтений из посланий апостольских, бываемое в дни памяти священномучеников и в неделю Ваий: братие, радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся... принадлежит посланию к Филиппийцам (4:4-9).

§57. Послание к Колоссянам. "Сие послание писал апостол в одно время с посланием к Ефесеям и вручить послание избрал того же достопочтенного Тихика. Еще же: послания сии апостол написал из Рима, уже избежав первой опасности, как это явствует их начала послания к Колоссянам, где ап. Павел соучастником в послании называет и блаженного Тимофея (1:1); между тем, когда при Нероне апостол совершил свой первый подвиг, с ним не было никого из близких. Сие он сам делает известным в послании к Тимофею: в первый ответ никтоже бысть со мною (2Тим.4:16)... Иные говорят, что апостол Павел, не видев еще колоссян, написал им сие послание и стараются подтвердить то следующими его словами: хощу убо вас ведети, колик подвиг имам о вас и о сущих в Лаодикии, и елицы не видеша лица моего во плоти (2:1). Но должно вникнуть в смысл сих слов. Апостол говорит: имею великую заботу не о вас только, но и тех, которые еще не видели меня. Итак, не к колоссянам относится выражение: елицы не видеша лица моего. Да и блаж. Лука в Деяниях (18:23) извещает нас, что апостол Павел в одно и то же время прошел Фригию и страну Галатийскую; колоссы же находятся во Фригии, в соседстве главного города Фригии, Лаодикии. Но возможно ли было, чтобы пришед во Фригию, апостол не принес им Божественного благовествования. Впрочем, пусть разумеют сие, как кому покажется правильным, ибо сие не составляет различия в догматах" (Феодорит. Толк. На посл. к Колосс. Предисл.). "Повод к написанию послания был следующий: некоторые хотели прельстить колоссян эллинскими хитрословиями, возражали против веры во Христа, несправедливо судили о некоторых родах пищи, исчисленных в законе, а также об обрезании. Сведав о сем, апостол дает колоссянам наставление в послании к ним. И во-первых, благодарит Бога, объявляет, что они перешли от тьмы к свету истины, что Христос, в Которого они уверовали, есть Образ Бога и Слово, Им же вся быша, и что Ему как Творцу свойственно было соделаться и первородным твари и первородным из мертвых, чтобы соединить то и другое и оживотворить всяческая. За сим завещает колоссянам пребывать в вере, свидетельствуя, что и он, Павел, есть служитель того Евангелия, которому они научены. Говоря о законе, о различных родах пищи, в нем исчисленных, показывает, что все ветхое упразднено, не исключая и обрезания, и советует колоссянам не прельщаться мудрецами, старающимися соблазнить их. Наконец, преподав и здесь наставления родителям и детям, мужам и женам, рабам и господам и внушив многое другое, относящееся в добрым нравам, приводит к концу свое послание. Но прежде конца еще повелевает, чтобы колоссяне, прочитав сами сие послание, дали почитать его Церкви Лаодикийской, и взаимно сами прочитали бы послание из Лаодикии: егда прочтется послание сие у вас, сотворите, да и в Лаодикийстей Церкви прочтено будет, и написанное от Лаодикии да и вы прочтете (4:16)". "На основании этого места иные предполагают, что Павел писал послание и к Лаодикийцам и показывают под этим именем некое подложное послание. Но апостол выразился: написанное от Лаодикии, а не в Лаодикию. Очевидно, лаодиктяне сами писали апостолу о чем-то, вероятно обвиняли колоссян за то, что у них происходило. Потому-то апостол велит им в назидание прочесть написанное лаодикийцами" (Синопсис Афанасия. Феодорит. Толк. на Посл. к Кол.4:16).

§58. Послание к Фессалоникийцам первое. "Первенствующий в Македонии город, Фессалоника, с усердием принял проповедь спасения. Но и здесь, когда Божественный апостол водружал основания благочестия, с ним препирались и вели открытую брань иудеи, хотя без успеха, потому что были постыжены словом Евангелия. Уклоняясь от их козней, апостол Павел из Фессалоники пришел в Беррию, а из Беррии отплыл в Афины. Но, проникнутый непрестанно заботливостью об уверовавших, послал из Афин в Фессалоники Тимофея, чтобы он поддерживал Фессалоникийцев и помог им превозмочь ухищрения противников. Тимофей, побывав в Фессалониках, и возвратившись, хвалил непреоборимость их веры, но, с тем вместе, показал, что самые учители их имеют нужду в советах в рассуждении некоторых вопросов. По этому поводу апостол и пишет первое послание к Фессалоникийцам". "И во-первых утверждает их в вере, убеждая не колебаться ввиду скорбей, воспоминает им, как еще при первом оглашении они были научены переносить всякие скорби, и что ничего нет странного - пострадать им иудеев, которые Самого Христа умертвили. Христианам, говорит он, приличествует терпеть скорби в сей жизни. Высказав затем много в увещание им, да тако жительствуют, якоже прияша от него, пишет потом и об умерших, утешая Фессалоникийцев,и научая их не предаваться печали, ибо смерть не есть погибель, но путь к воскресению. Еще наставляет им о времени, чтобы они, зная неизвестность дня Господня, всегда были к нему готовы и никому не внимали, кто бы ни возвещал о сем дне; пришествие его, говорит он, будет так, что оставшиеся в живых в оный день не будут впереди тех, которые восстанут из мертвых, ибо, учит он, вдруг во всех последует изменение. К сим же, завещая им лучшими быть во обычаях, убеждает их всегда радоваться в надежде, молиться и выну благодарить Господа. Наконец, заклинает их - прочитать послание пред всею братией и сим оканчивает" (Феодорит. Толков. На 1Фес. Предисл. Синопсис Афанасия). По времени написания первое послание к Фессалоникийцам есть первое из всех посланий апостола Павла (И.Златоуст; Феодорит).

Послание к Фессалоникийцам второе. "Когда в первом послании апостол говорил Фессалоникийцам, что он молится день и ночь о том, чтобы видеть их (3:10), то, очевидно, он намеревался придти к ним. Но так как исполнить это он не мог, то и присовокупил к первому посланию второе, чтобы посланиями заменить свое личное присутствие. Предметом послания служит второе пришествие Христово и воскресение: молим же вы о пришествии Господа нашего Иисуса Христа (2:1). Прежде еще некоторые злонамеренные люди смущали верующих, говоря, что воскресение мертвых уже было. Это они делали с той целью, чтобы верующие, не ожидая ничего великого и светлого, отказались от своих подвигов. Теперь же они утверждают противное, что суд и пришествие Христово приближаются, дабы, таким образом на Самого Христа взвести, впоследствии, обвинение в обмане, и доказав, что в будущем нет ни суда, ни наказания для творящих зло, одних соделать более дерзкими, а других повергнуть в уныние. И, что хуже всего, одни из них передавали слова, якобы сказанные по этому поводу апостолом, а другие выдумывали даже подложные послания, якобы им написанные. Посему, преграждая сим всякий путь к обману, апостол говорит: не ужасайтеся ниже духом, ниже словом, ни посланием яки от нас посланным (2,2)!. "В частности апостол во втором послании к Фессалоникийцам, прежде всего, хвалит их за то, что их вера растет, хвалится сам их мужеством в перенесении скорбей за Христа и утешает их тем, что несправедливо обижающие их будут отомщены Богом. О пришествии же Спасителя (втором) учит, чтобы они никому в том не верили и отнюдь не думали, что пришествие Его уже настоит или наступит прежде, чем приидет отступление и явится антихрист, сын погибели, явление которого будет в знамениях и чудесах ложных, по действию сатаны. Еще же убеждает Фессалоникийцев стоять мужественно и держаться преданий, которым они научились от него; повелевает не иметь никакого общения с людьми бесчинными, отлучать от Церкви того, кто не будет слушать его наставлений; наконец, испрашивает от мира, и оканчивает послание, объяснив им, что приветствие в конце послания он написал своею рукою, и что это есть признак всякого его послания" (И.Златоуст. На 2Фес. Бес.1, §1. Синопсис Афанасия).

Но сие недоумение Фессалоникийцев, вызвавшее настоящее послание апостола Павла, доставило пользу и нам. Ибо не только им, но и нам полезно не увлекаться детскими сказками и болтовнею старух. Разве вам не приходилось слышать в детстве, как некоторые подробно рассказывали об антихристе, его имени, и о том, как он преклонит свои колена. Эти сказки дьявол старался посеять в наши еще детские умы, для того, чтобы они возросли вместе с нами и чтобы потом ему легче было обольстить нас. Если бы нам действительно нужно и полезно было знать подробности о явлении антихриста, то апостол Павел, говоря о сем, не преминул бы сообщить их. Итак, не будем углубляться в исследование сего. Антихрист придет не преклоняя колена, но превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией, аки Богу показующу себе яко Бог есть (2:4). Подобно тому, как дьявол пал от гордости, и тот, кто послужит его орудием, будет напоен гордостью" (И.Златоуст. На 2Фес. Бес.1, §!).

§59. Послание к Тимофею первое. "Тимофей был одним из учеников апостола Павла, и происходил не из язычников и не из неверных, но из такого дома, который издавна служил вере Христовой, яже вселися прежде, - говорит апостол, - в бабу твою Лоиду и в матерь твою Эвникию; он был сын жены некия иудеяныни верныя (Деян.16:1)". "Лука (Деян.16:2) свидетельствует о нем, что он был юноша достойный удивления, заслуживший одобрений от братии, находившейся в Листрах и Иконии. О сем свидетельствует и расположение к нему апостола. Ибо в другом месте апостол говорит о нем: Искусство же его занятие, зане якоже отцу чадо со мною поработал во благовествовании (Флп.2:22). И еше в послании к Коринфянам говорит: послах к вам Тимофея, иже ми есть чадо возлюбленно и верно о Господе (1Кор.4:17). И еще: блюдите, да никтоже его уничтожит, дело бо Господне делает якоже и аз (1Кор.4:17). И в послании к евреям говорит: знайте брата нашего отпущена Тимофея (Евр.13:23). И из весьма многих других мест каждый может усмотреть великую любовь к нему апостола. А ныне еще совершающиеся чудеса (от мощей св. Тимофея) показывают его дерзновение пред богом. Если же кто-нибудь спросит: почему апостол пишет только к Тимофею да еще к Титу, между тем как и Сила принадлежал к числу достоуважаемых людей, и Лука, и Климент были из числа сотрудников апостола, то это потому, что Титу и Тимофею апостол уже препоручил Церкви. Молодость Тимофея к сему не составляла препятствия, ибо он был наделен возвышенными качествами: никтоже, - пишет апостол, - о юности твоей да нерадит (1Тим.4:12). Но зачем, скажешь ты, апостол пишет послание к ученику, когда он уже поставлен на учительскую должность? Не надлежало ли прежде наставить его, а потом уже послать на служение? Но Тимофей имел нужду не в таком наставлении, какое нужно для учеников, а в таком, какое необходимо для учителя. Так, уже в самом предисловии послания апостол не сказал Тимофею: не слушай тех, кто учит иначе, а как сказал? Да завещаеши им не инако учити (1,3)". "Повод к написанию послания был следующий: некоторые в Ефесе, живя сами по иудейски, внушали простым и неопытным о необходимости исполнять иудейский закон. Сведав о сем, апостол повелевает Тимофею остаться там для исправления заблуждающих, и потом отправляет к нему в Ефес, из Македонии, и сие послание. В нем, во-первых, он напоминает Тимофею, как сведущему в вере Христовой, чтобы он возбранял говорящим против правого учения и запрещал им, ибо и он сам (апостол) предал сатане Именея и Александра, заблудивших от веры, чтобы они научились не богохульствовать. После сего наставления апостол преподает Тимофею церковные правила о молитве, как, где и о ком надлежит молиться, правила о том, чтобы не учили в церквах женщины, о поставлении епископов, пресвитеров и дьяконов, каким образом поставлять их и каковыми должны быть поставляемые; о вдовицах при Церкви, о том, какого возраста и каковыми должны быть избираемые, и какое должно быть смотрение над ними; о том, чтобы богатым внушать не быть высокомудрствующими, и на богатства не надеяться. Предписав таковые правила, апостол повелевает учить оным, внимать себе и учению, имею в виду, что придет время отпадения многих от веры; внушает также о чистоте снедей, завещает уклоняться от любопрительных рассуждений, которыми многие похваляясь, преступили веру, и оканчивает послание" (И.Златоуст. Беседы на 1Тим. Предисловие. На 2Тим. Бес.1, §2. Синопсис Афанасия). "Рассуждая в своем послании об епископах, апостол Павел присовокупил, что епископу надлежит быть чада имуще в послушании и единыя жены мужу (1Тим.3:2,4). Это не то означает, будто ему необходимо иметь жену и детей, а то, что если бы случилось когда-либо возвести на сие место кого-либо из мирян, то они должны быть таковы, чтобы умели управлять и домом, и детьми и всем прочим. Потому что если бы кто, будучи мирянином, оставался бесполезным человеком даже в такого рода делах, тол как можно было бы поручить ему попечение о Церкви". "В древности иные, и язычники и иудеи, имели обычай, по закону брака, жить с двумя, тремя и более женами; апостол же повелевает рукополагать тех, которые, если прежде и были в брачном состоянии, то и тогда чтили целомудрие" (И.Златоуст. Беседы на 1Тим. Предисл. Феодорит. Толков. На 1Тим. Гл.5, ст.2).

Послание к Тимофею второе. "Почему же апостол пишет к Тимофею еще и второе послание? В первом послании он говорил: уповаю прийти к тебе скоро (1Тим.3:14), но это не исполнилось. Посему, вместо своего прибытия, апостол посланием утешает своего ученика, скорбевшего как по этой причине, так и по случаю принятия им в то время правительственной власти. Как бы ни были велики мужи, приемлющие бразды правления Церковью, они испытывают большие затруднения, затопляемые со всех сторон великим множеством дел, особенно это должно сказать о тогдашнем времени, когда все было еще невозможно и все противодействовало. Но не посланием только апостол утешает Тимофея, но и приглашением его к себе: потщися, - говорит, - скоро прийти ко мне (2Тим.4:9). Мне думается, что сие послание апостол написал при канце своей жизни, ибо в нем он говорит: аз бо уже жрен бываю и время моего отшествия наста; и еще: в первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вси мя оставища, - да не вменится им! (4:6,16). О каком первом ответе здесь говорится? Павел еще прежде был поставляем на суд Нерону, но избежал казни; когда же потом обратил к вере виночерпия Неронова, то был заключен в темницу снова и готовился в скором времени умереть. Но пред кончиной возжелал видеть ученика еще раз и многое передать ему" (И.Златоуст. Беседы на 2Тим. Бес.1, §1. Бес.3, §1. Бес.10, §1,2). В первый мой ответ вси меня оставиша. Этот упрек не касается Тимофея, потому что тогда его в Риме не было. Ибо если бы Тимофей был в Риме, то он сам знал бы об этом, и тогда Павел не писал бы сего" (И.Златоуст. толков. на Посл. к Флм. Предисловие).

Но послушаем все подробности содержания этого последнего по времени из всех посланий апостола Павла. "Прежде всего апостол говорит, что он памятствует благочестие Тимофея и слезы его, которые он проливал при разлуке с ним, своим учителем, а также и веру его предков; повествует, что сущии от Азии, и между ними Фригелл и Ермоген, оставили его; Онисифора же хвалит за то, что, придя в Рим, он оставался при нем; завещает Тимофею отвращаться буих стязаний, рождающих ссоры, примером чего указывает Именея и Филета, которые истину преступили, утверждая, что воскресение уже было, и многих развратили. Наипаче же повелевает ему внимать себе и учению, и помнить, что в последние времена люди будут сластолюбцы паче, нежели боголюбцы; предвидя сие, апостол предохраняет верующих от обольщений. Затем, после некоторых еще убеждений к добрым нравам и строгому соблюдению учения, апостол объявляет, что наступило время его отшествия, что скоро он будет мучим ради засвидетельствования истины, и потому повелевает Тимофею немедленно придти к себе. Еще советует остерегаться некоего Александра как такого человека, который много зла сделал ему, апостолу, и сим оканчивает послание" (Синопсис Афанасия. Феодорит. Толков.). "Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох, - говорит Павел в конце послания (4,7). Часто я, взяв в руки послание апостола и рассматривая это место, недоумевал, для чего апостол так прославляет себя. Но теперь, кажется, по благости Божией, я понял это. Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что сам Павел отходит к небесному венцу как все совершивший, как достигший благого конца. Апостол говорит здесь подобно отцу, который утешая сидящего подле него и сетующего о своем сиротстве сына, говорил бы ему: я жил хорошо, и ты не стыдиться, а славиться будешь моими делами. Все это послание к Тимофею исполнено утешения и есть как бы новое завещание" (И.Златоуст. На 2Тим. Бес.9, §2).

§60. Послание к Титу. "Тит был спутник апостола Павла, обративший на себя его внимание своей опытностью, как это усматривается из того доверия, какое оказал ему апостол Павел, вверив ему целый остров Крит, да не докончанная Апостолом исправить. Говорят, что он был тогда молод, так как Апостол называет его чадом (1:4), но сего отсюда не видно". "Рассуждая же об епископах, апостол никогда не входит в подробное исследование касательно их возраста". "Думаю, что о Тите упоминается в Деяниях (18:7), и потому он, может быть, родом был из Коринфа. Свое послание к Титу апостол написал, кажется, во время между первым и вторым своим заключением, когда он пользовался свободою, ибо он не говорит здесь ничего об искушении, но повсюду, и в начале и в конце послания, обращается с благодарностью к Богу, что уже само по себе служит назиданием для верующих... Послание к Титу кратко, и не без причины. Это служит доказательством добродетели Тита, не нуждавшегося в длинных речах, а лишь в некотором напоминании. По времени послание к Титу предшествует посланию к Тимофею" (И.Златоуст. На посл. к Титу. Бес.1, §1 и на посл. Тим. Предисловие). "Слова: судих озимети в Никополе (Тит.3:12) показывают, что послание апостол отправил из Никополя, где он проводил зиму. Повод же написания послания был следующий. На острове Крит апостол оставил Тита с тем, чтобы он по тамошним городам поставил клириков. Между тем апостол сведал, что там появились многие обольстители, соблазнявшие народ все тем же законом. Посему он и считает нужным писать к Титу. И, прежде всего, благодарит Бога за благочестие Тита и, как это обычно делает апостол во всех посланиях, поставляет на вид, что вера во Христа - не новая, но от века предустановлена и обещана Богом. Потом говорит о поставлении клириков, как и каковым им подобает быть; противящимся здравой вере повелевает запрещать, наипаче же сущим от обрезания". "Предупреждает о Критянах, что они вообще люди праздные и имеют нужду в наказании (1:12)". "И не удивляйся, что апостол укоряет так целый народ. Это сказано не для оскорбления, и не для своей выгоды апостолом, а по его пламенной ревности к проповеди. И Христос неоднократно укорял книжников и фарисеев, но не для своей выгоды, а потому, что они всех других вовлекли в погибель". "Далее, в послании апостол научает о пище, что для чистых чиста всякая пища, научает тому, каковыми должны быть старицы, обязанные уцеломудривать молодых; наставляет, что рабы должны повиноваться господам. Наконец, воспомянув, что благодать Спасителя не от дел нас оправдала, но по собственному Его человеколюбию, и завещав Титу избегать споров о законе, как предосудительных и бесполезных, повелевает ему, чтобы он, после того, как к нему будет прислан Артем, сам пришел к нему, а между тем, чтобы он учил своих пасомых прилежати добрым делам. Тем и оканчивается послание" (Синопсис Афанасия. И.Златоуст. на Посл. к Титу. Бес.1, §1).

§61. Послание к Филимону. "Прежде всего следует сказать о поводе к написанию сего послания. Некто был Филимон, один из почтенных и благородных мужей, как и видно сие из того, что весь дом его был верным настолько, что называется у апостола даже церковью (ст.2), а также из того, что свидетельствует апостол о великом его послушании и о том, что им утробы святых почиша (ст.7) и что апостол заповедует ему и для себя приготовить гостиницу (ст.22), так как дом его, кажется мне, был пристанищем для всех святых". "Сей Филимон жил во Фригии, как я заключаю по имени Архиппа, упоминаемаго здесь и в послании к Колоссянам, Колоссяне же жили во Фригии". "Из упоминатя о приветствии Епафраса, сопленника Павла (ст.23), видно даже, что Филимон жил в самых Колоссах, ибо Епафрас был прислан к Павлу Колоссянами (Кол.I:7;4:12)". "До настоящаго времени в Колоссах показывается еще дом, в котором обитал Филимон" (Феодорит, Толков. на посл. к Филимону). "Сей Филимон имел раба Онисима, который, похитив нечто у своего господина, убежал от него и придя в Рим к Апостолу Павлу, бывшему в темнице, был оглашен от него учением и принял там крещение. По этому поводу Апостол пишет к Филимону (из Рима) настоящее послание, и в нем препоручает Онисима его господину, просит, чтобы тот во всем простил его и принял как уже возрожденного. Это и все содержание послания. Некоторые о сем послании говорят, что его не надлежало присоединять к канону священных книг, так как оно касается маловажного дела. Но не только столь малые послания Апостолов и написанные о столь обыкновенных предметах надлежало принять в канон, но скажем более: желательно было бы, чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную историю Апостолов, дабы не только о том, что они писали и проповедывали, но и о прочем их образе жизни, что они принимали в пищу и когда, куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в какой дом входили, где плавали, дабы обо всем этом рассказано было нам подробно,- такой великой пользы исполнено все, что совершали Апостолы! Если мы, взирая на бездушные места, где восседали Апостолы, где они были во узах, часто переносимся к ним мыслю, и представляя их деяния, пробуждаемся от своей беспечности и становимся более ревностными, то тем более пользы принесло бы нам, если бы мы слышали о их словах и поступках. Если о друге всякий спрашивает: где он живет, что делает, куда отправляется; то неужели, скажи мне, нам не следует знать все это о всеобщих учителях вселенной? Кто живет духовно, как жили Апостолы, того и одежда, и походка, и всякое слово и всякий поступок, вообще все приносит пользу слышащим. Между тем, смотри, сколько добрых уроков дает сие послание... Оно научает нас не стыдиться рабов, если они добродетельны. Если Апостол Павел, превосходнейший из всех людей, с такими похвалами отзывается об Онисиме, то тем более так должны поступать мы. Если Павел оказывает столько заботливости о беглеце и хищнике, то тем более нам не следует быть небрежными в отношении к подобным людям (И.Златоуст, Беседы на посл. к Филим. Предисловие. Бес.2, § 1. Бес.3, § I).

§62. Послание к Евреям. Последнее место между посланиями Апостола Павла занимает в нашей Библии послание к евреям, хотя в некоторых отеческих толкованиях оно поставляется выше, на десятом месте, прежде пастырских посланий, но после всех посланий к язычникам (Афанасий, Феодорит, Синопсис Афан.). Между посланиями Апостола Павла сие послание обращает на себя внимание тем, что оно не надписывается именем Павла. Поэтому, уже у древних отцов Церкви были рассуждения о том, поистине ли принадлежит сие послание Апостолу Павлу. Ориген в своих "Беседах" так рассуждает о послании к евреям: "Образ речи в послании к евреям не имеет простоты, свойственной тому Апостолу, который сам называл себя неискусным в слове. Но, с другой стороны, внимательный читатель Апостольских посланий найдет справедливым и то, что в этом послании заключаются мысли удивительные, не уступающие мыслям других посланий, всеми признанных. Если позволительно мне объяснить свое мнение, я сказал бы, что это мысли Апостола Павла, а выражения и состав речи принадлежат кому либо другому, который записал слышанное от Апостола и как бы раскрыл сказанное учителем. Итак, если какая либо церковь принимает это послание за павлово, то она достойна похвалы, потому что древние мужи не передали нам его как павлово. Но кто собственно написал послание, об этом поистине знает только Бог. Сказания же, дошедшие до нас, свидетельствуют, что одни приписывали его написание бывшему епископу Римскому Клименту, а другие- писателю Евангелия и Деяния, Луке" (Евсевий. Церк. Истор. Кн.6. Гл.25). Не считала это послание Павловым некоторое время Римская Церковь. По этому поводу Евсевий говорит: "Павлу очевидно и явно принадлежат 14 посланий; но несправедливо было бы не знать, что послание к Евреям иные отвергали, ссылаясь на Римскую церковь, которая спорила, что оно не павлово (Евсевий. Церк. истор. Кн.3. Гл.3). И бл. Иероним считает "обычаем Латинян" непринятие послания к Евреям в число писаний канонических (Бл. Иероним. Письмо к Дардану. О земле обетов.). Но все те особенности послания, которыми возбуждались подобные недоумения, были затем основательно разъяснены. По поводу отсутствия в послании имени Апостола Павла И.Златоуст писал: "В послании к Евреям Апостол Павел не выставляет своего имени по своему благоразумию. Так как иудеи его ненавидели, то встретив его имя в надписании послания, они пренебрегли бы слушать далее" (И.Златоуст. На посл. к Римл. Беседа I, §I; также Иероним. О знамен. мужах, §5). Климент Алекс. и бл. Феодорит прибавляют, что в посланиях к уверовавшим из язычников Павел выставлял свое имя и свое апостольское достоинство потому, что он был поставлен апостолом для уверовавших из язычников, а не из иудеев: понеже есмь Апостол языков, говорит он (Рим.11,13). Посему, когда он писал к Евреям, попечение о которых не ему было поручено, тогда, по смиренно, он предлагал учение без указания своих достоинств, ибо о них другие апостолы заботились (Климент Алекс. у Евсевия. Церк. Истор. Кн.6. Гл.14. Феодорит. Толк. на посл. к Евр. Предисл.). "Что касается особенностей языка послания Апостола Павла, то Климент Александрийский свидетельствует, что оно было написано Апостолом Павлом на еврейском языке, но Евангелист Лука тщательно перевел его и издал для эллинов. Посему оттенки выражения в нем те же, что и в книге деяний" (Евсевий. Церк. Истор. Кн.6. Гл.14). Блаженный же Феодорит, принимая то, что послание написано Апостолом Павлом на еврейском языке б, свидетельствует, что, по преданию ему известному, переводчиком его на греческий язык был не Евангелист Лука, а Климент Римский (Феодорит. Толков. на посл. к Евр. Предисловие). Как сам еврей, Апостол Павел написал послание к евреям на своем языке весьма красноречиво, что достаточно заметно и в переводе его на греческий язык. Это, кажется, и было причиною того, что послание к Евреям отличается от других посланий Апостола Павла, писанных им по-гречески" (Иероним. О знам. мужах, §5)."Вообще же надлежит знать, что послание, надписанное к Евреям не только церквами востока, но, вслед за ними, и всеми греческими церковными писателями, принимается как послание Апостола Павла. И мы принимаем эту книгу, следуя авторитету древних писателей, которые пользуются этою книгою не так, как иногда пользуются апокрифами, но как пользуются книгами каноническими и церковными" (Иероним. Письмо к Дардану. О земле обетованной). "Только еретики, заразившиеся арианским недугом, не терпя светозарности Апостольского Богословия и с неистовством нападая на апостольские писания, исключают послание к евреям из числа прочих, называя его подложным" (Феодорит. Толков. на Посл. к Евр. Предисловие).

"Послание к Евреям написано Апостолом Павлом из Италии, а общим поводом к написанию было упорное отстаивание иудеями закона и сеней. Как учитель языков, посланный проповедывать язычникам, Апостол Павел сперва написал и послания всем язычникам, и затем уже пишет всем уверовавшим от обрезания иудеям сие учительное послание о том, что Христос пришел и тень законная престала. И, во-первых, показывает, что пророки были посланы для предвозвещения о Спасителе и что после них надлежало придти Самому Спасителю; что пророки суть рабы и вестники Его пришествия, а Христос есть Сын Божий, Им же вся быша, и что сему Сыну надлежало, воплотившись, соделаться человеком, дабы жертвою Своего тела упразднить смерть, ибо не кровию телчею или козлею, но кровию Христовою подобало совершиться спасению человеков. Закон, показывает Апостол. никого не сделал совершенным, но только тень имел грядущих благ; и в покой обетованный народ иудейский не вошел, а нам всем обетован день субботствования. Еще показывает Апостол, что священное служение первосвященства Ааронова перешло ко Христу, прообразом Которого был Мелхиседек, не происходивший от Левия, и что и патриархи и праотцы оправдались верою, а не делами закона. Наконец, убеждает и их к добрым нравам, хвалить их терпение за Христа, предписывает почитать пресвитеров и - оканчивает послание" (Синопсис Афанасия). "Ближайшим же поводом к написанию послания к Евреям послужило то, что уверовавшие из иудеев много терпели всякого рода скорбей от своих неверующих единоплеменников. Над ними смеялись, как над решившимися уверовать в человека умершего и оставившими закон, данный Богом". "Мало того, их преследовали и грабили, отнимая у них все имущество, ибо иудеи - народ жесточайший из всех народов. Те нищие живущие во Иерусалиме, о которых говорит Апостол в других посланиях и которым собиралась милостыня (Рим.15:25; IКор.16:4), были уверовавшие в Палестине Иудеи, гонимые своими соплеменниками". "Потому-то, пиша к ним, Апостол в самом начале в доказывает, что Христос выше всех пророков, и то, что даровано Христом, важнее дарованного Моисеем, и советует быть мужественными в страданиях, памятуя, что и до закона и под законом питомцы благочестия побеждали своих противников верою" (И.Златоуст. Толков. на Посл. к Гал. Гл.2. Ст.10. Феодорит. Толков. на Посл. к Евр. Предисл.).