Олесницкий Аким Алексеевич-РУКОВОДСТВЕННЫЕ О -СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ -СВЕДЕНИЯ, ИЗ ТВОРЕНИЙ -СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ -ЦЕРКВИ

Изречения иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого и иных отцов и учителей Церкви о чтении и разумении Священного Писания

"Не для прежних только людей, но и для нас написано Писание. Елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением Писаний упование имамы. Рим.15,4 (И.Златоуст. На Еванг. Иоанна Беседа 30, §3).

"Не тот человек у коего есть тело человеческое и голос человеческий; человек тот, у кого есть душа человеческая. Но о душе человеческой ничто так не свидетельствует, как любовь к слову Божию. Равным образом ничто так не обличает души скотоподобной и неразумной, как пренебрежете к слову Божию; таковым пренебрежением человек утрачивает самое достоинство человека" (И.Златоуст. Беседы к Антиох. народу, 27).

"Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою, так и неосвещаемый лучом Божественных Писаний не может не погрешать постоянно во многом, потому что он бродит в глубокой тьме" (И.Златоуст. Толков. на Посл., к Римл. Предисл.).

"Как сидящие при источнике наслаждаются его прохладою и при наступлении жара часто погружают в него свое лице, и если беспокоит их жажда, легко облегчают мучение, имея врачевство вблизи, в источнике, так и тот, кто находится при источнике Божественных Писаний, если почувствует пламень страсти, легко потушит его, погрузив душу в эти воды; будет ли беспокоить его жар гнева, воспламеняя сердце, он погасит его, оросив сею водою; и от всех порочных помыслов избавляет душу чтение Божественных Писаний" (И.Златоуст. Беседа 4 на надписание кн. Деяний).

"Если постигнет тебя скорбь, приникай к Писаниям, как к сосуду, наполненному целебным врачевством. Случается ли утрата, смерть, потеря ближнего, оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Если мы выходим на войну без оружия, то можем ли уцелеть? Легко спасаться руководствуясь Св. Писаниями, а без них невозможно" (И.Златоуст. На Посл. к Колосс. Беседа 9, §1).

"Чтение Божественных Писаний укрепляет ум, очищает совесть, подавляет нечистые страсти, насаждает добродетель, возвышает разум, освобождает душу от порабощения ее телом, делает устремления ее легкими... Ничто не может доставить такого удовольствия, как чистая совесть, а совесть бывает чистою, если она часто навидается слушанием Писаний" (И.Златоуст. Беседа о псалмопении, §I). "Диавол не дерзает проникнуть в тот дом,где есть Евангелие; и души, усвоившей себе мысли Божественного Писания, не коснется ни демон, ни грех" (И.Златоуст. На Евангелие Иоанна Беседа 32, §3).

"Если где хранятся царские оружия, то хотя бы и никто не пользовался ими, они доставляют великую защиту живущим в том месте, потому что напасть на такой дом не осмелятся ни разбойники, ни подкапыватели стен, ни иной злодей. Подобным образом, если где есть священные книги, то оттуда бежит всякая сила Диавольская" (И.Златоуст. О Лазаре, Беседа 3, §3).

"Но желающие сыскать в море драгоценные камни ищут их не сидя на берегу и считая волны, а спускаются в самую глубину, сходят в недра бездны и находят искомое, хотя, что за важную пользу приносит нашей душе нахождение таких камней? А что касается Божественных Писаний, этих духовных драгоценных камней, то здесь и опасности нельзя подозревать, и труд не велик, и польза несказанная (И. Златоуст. На кн. Бытия Беседа 9, §1).

"Иные приобретают св. книги, но не для пользования ими. До какой крайности доходит тщеславие! Я не слышу, чтобы кто-нибудь похвалился тем, что знает содержащееся в книгах Св. Писания, а слышу, как хвалятся иные тем, что их книги написаны золотыми буквами, на тонкой коже. Но не для того дано нам Писание, чтобы мы его имели только в книгах, связанных и навсегда отложенных в шкапы, но чтобы оно было начертано в сердцах наших, чтобы из книг изучением слова и мысли Писания переходили в нашу душу" (И.Златоуст. На Еванг. Иоанна. Беседа 32, 3).

"Не говори мне никто холодных, достойных осуждения, слов: "я занять судебными делами, я несу городские повинности, я художник, я имею жену, я воспитываю детей; я мирянин; читать Св. Писание не мое дело, а дело тех, которые отреклись от мира"... Что ты говоришь, человек? Не твое дело внимать Писанию, потому что ты окружен бесчисленными заботами? Напротив, оно твое дело более, чем тех; они не имеют столько нужды в помощи Божественного Писания, сколько живущие среди стольких сует. Тебе, непрестанно стоящему под ударами, так часто получающему раны, потому самому по преимуществу нужны врачевства... Мы, волнующиеся как бы среди моря и встречающие всюду соблазны греха, во всякое время нуждаемся в постоянном и непрерывном утешении от Писания, больше чем иноки, удалившиеся от торжища и от треволнений торжища" (И.Златоуст. Беседа 3, о Лазаре).

"Не думай, будто одним инокам нужны наставления из Св. Писания; они нужны и для тех, которые ходят в мирской жизни" (И.Златоуст. На Посл. к Ефес. Беседа 21, §2).

"Пусть не кажется тебе, что ты уже знаешь Писание. Слово Божие можно черпать до безконечности, и никогда не исчерпать. Да это только отговорка. Иные говорят: "всегда читается одно и то же". Но если бы вы действительно знали все это, то и тогда не надлежало бы оказывать пренебрежете. Скажи мне: не вразумляешь ли ты своего сына? Но если бы он сказал тебе, что постоянно слышит от тебя одно и то же, то не принял ли бы ты сего за оскорбление? Тогда можно было бы не говорить одно и то же, когда бы все вполне знали это и показывали на деле. Но невозможно, никогда невозможно исчерпать содержащееся в Св. Писании. Это- источник, не имеющий предела" (И.Златоуст. На Деян. Беседа 19, §5).

"Ты говоришь: одно и то же приходится слышать каждый день. Но не все ли вещи в мире одни и те же? Не одно ли и то же всегда восходит солнце? Не одну ли и ту же мы всегда у потребляем пищу?... Но я желал бы испытать тебя. Так как ты говоришь, что каждый день слышишь (в церкви) одно и то же, то скажи мне, из какого же пророка заимствовано сейчас прочитанное место? из какого Апостола? из какого послания? Но ты не скажешь этого. При таком вопросе, тебе вдруг покажется, что ты слышал не повторение прежнего, а нечто совершенно тебе неизвестное" (И.Златоуст. Толк. на 2Фес. Беседа 3, §4).