Олесницкий Аким Алексеевич-РУКОВОДСТВЕННЫЕ О -СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ -СВЕДЕНИЯ, ИЗ ТВОРЕНИЙ -СВЯТЫХ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ -ЦЕРКВИ

"Отчего это, слушая Божественное учение, мы тяготимся и устаем? Оттого, что худо располагаем свою душу и тем погашаем в ней охоту и ревность к таким предметам. Признаком болезни, между прочим, служит то состояние, когда не хочется ни есть ни пить. Если же это, бывая в теле-, служит признаком тяжкого недуга и производит ослабление, то не тем ли более, когда бывает в душе" (И.Златоуст. На Евангелие Иоанна Беседа 18, §4).

"Другой говорит: "Я не понимаю того, что содержится в Св. Писании". Но здесь все ясно и просто; все необходимое понятно. Во всяком случай, ты знаешь то, что там сказано ясно, чтобы спросить о том, что не ясно... Все эти ссылки на неясность один предлог и пустые слова" (И.Златоуст. на 2Фес. Беседа 3, §4).

"Невозможно, чтобы ты все одинаково не понимал. Ибо для того и устроила благодать Святого Духа, что эти книги сложили мытари, рыбари, скинотворцы, пастыри овец, люди простые и неученые, чтобы всем удобопонятно было то, что говорится. Не для суетной славы, как внешние мудрецы, а для спасения слушающих сложили все это те, кои изначала удостоились благодати Духа. И в самом деле. Для кого неясно то, что заключается в Евангелии? Кто слыша, что блажени кротции, блажени милостивы, блажени чистии сердцем (Матф.5,5) и прочее сему подобное, будет нуждаться в учителе, чтобы понять это. Ты говоришь: "не всякому понятны знамения. чудеса, исторические описания". Это только предлог и покрывало лености. Как же и понять тебе, когда ты не хочешь даже и просто взглянуть в книгу? Возьми в руки книгу, читай всю историю, понятное удержи в памяти, а неясное и непонятное прочитай несколько раз. Если же и при постоянном чтении не возможешь постигнуть того, о чем говорится, ступай к мудрейшему, поди к учителю. Если, наконец, человек не объяснить тебе искомого, тогда Сам Бог не презрит твоей заботливости и откроет тебе несомненно" (И.Златоуст. Беседы о Лазаре 3, §3).

"Если не поймешь чего сегодня, то поймешь завтра; нужно только упражнять слух свой слушанием Божественных Писаний (И.Златоуст. На Посл. к Евр. Беседа 8, §4).

"Если, прочитав место Св. Писания раз или два, мы не поймем того, что читали, не будем терять духа, но потерпим, поразмыслим, спросим других. Вопроси, - сказано, - отца твоего и возвестит те6е, старцы твоя, и рекут тебе" (Второзак.32,7) (И.Дамаскинъ. Точн. излож. прав. Веры. Кн.4. Гл.17).

"Аггей был пророк, и еще чрез него Господь говорил на счет недоуменных предметов: вопроси иереев закона (2,12)" (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания).

"Одного у всех вас я прошу утешения, прежде нежели приступлю к изъяснению изречений Евангельских. Пусть каждый из вас то отделение Евангелия, которое имеет быть читаемо в первый день по субботе или и в субботу среди вас, в церкви, возьмет в руки пред этими днями и дома внимательно, многократно и со тщанием просмотрит содержание его" (для сего и приложено к нашей славянской Библии "Сказание главам Евангельских известно седьмицам всего лета". - Прим. авт.) (И.Златоуст. На Еванг. Матвея, Беседа I, § 6. Его же о Лазаре Беседа 3, §I).

"И оставаясь дома (не придя в церковь иной день) мы можем, взяв в руки Божественные книги, получить пользу от них и доставлять душе духовную пищу. Ибо как тело (ежедневно) нуждается в чувственной пище, так и душа требует ежедневного наставления и пищи духовной" (И.Златоуст. На кн. Бытия Беседа 10, §8).

"Не возлагайте всего на пастырей Церкви, чтобы они сообщали вам все, что есть в Св. Писании для руководства на всякое время. Ибо и сами вы - овцы словесного и разумного стада" (И.Златоуст. На Посл. к Кол. Беседа 9, §I. Его же Беседа в присутствии Готфов, §4).

"Никакое время не должно считаться неудобным для слушания слова Божия... Житейская дела пусть имеют определенное для себя время; изучение же горнего любомудрия не должно иметь никаких определенных часов; назидание души чем более умножается, тем более крепкою делает душу" (И.Златоустъ. Беседы на Евангелие Иоанна. Беседа 18, §4).

"Каждый день, лишь только встанешь утром с постели, прежде чем возьмешься за рукоделие, поучись в словесах Божиих" (Авва Исайя. Слово 3, §1).

Особенно же нужно читать слово Божие в дни поста. "Если мы не напрягаем своего ума теперь, когда время поста, когда ум острее и дух способнее не терять бодрости, то когда же мы будем в состоянии сделать это"? (И.Златоуст. На кн. Бытия. Беседа 9, §1).

"Читая Божественное Писание, уразумевай, что сокрыто в нем для тебя собственно; елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася. Рим.15,4" (Марк Подвижник. Двести глав о духовном законе. Гл.26).

"Сообразно своему духовному состоянию, во всякое время, каждый должен избирать для себя соотвевтствующий псалом и читать не как бы написанное о самом читающем и приведя себя в расположение, согласно с написанным, вознести сие к Богу" (Афанасий Вел. Послан. к Маркелл., об истолков. псалмов).