Kniga Nr1268

В истории Церкви находим на первый взгляд два ответа на этот вопрос. Одни отцы пишут, что Он воспринял совершенную человеческую природу, какой она была до грехопадения, но со всеми немощами («безукоризненными страстями», по св. Максиму Исповеднику), возникшими вследствие грехопадения. Другие утверждают, что воспринятая Им человеческая природа была именно той, какой она стала после грехопадения прародителей, то есть «тлением», иначе – греховной (поврежденной), и Он стал подобным нам человеком во всем кроме греха (личного).

Эти два формально противоположных ответа в действительности (за немногими, возможно, исключениями), по существу тождественны: первые лишь подтверждают то, что говорят вторые. Именно, что Господь воспринял совершенную, то есть полную, без каких-либо изъятий (вопреки, например, Апполинарию) человеческую природу, какой она и была создана, но со всеми немощами, возникшими не до, а вследствие грехопадения человека, – т.е. с тем повреждением человеческой природы, которое в Писании именуется грехом (первородным). Апостол Павел прямо и бесстрашно пишет об этом: «Ибо не Знавшего греха Он сделал за нас грехом» (Второе послание к Коринфянам 5,21).

Этому же учат и святые отцы.

1. Преподобный Максим Исповедник, изъясняя, например, это «стран-ное» апостольское именование Христа грехом, говорит: «Ибо два греха возникли в праотце [нашем] вследствие преступления божественной заповеди: один достойный порицания, а второй, имевший своей причиной первый, не могущий вызвать порицания; первый от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй – от естества, вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия. Исправляя это чередующееся тление и изменение естества, Господь и Бог наш воспринял все это естество целиком, и в воспринятой природе Он также имел страстное начало, украшенное [Им] по произволению нетлением. Поэтому вследствие страстного начала Он стал по [человеческой] природе ради нас грехом, не ведая добровольно избранного греха благодаря непреложности произволения. Этой непреложностью произволения [Господь] исправил страстное начало естества, соделав конец его (я имею в виду смерть) началом преображения к нетлению... Итак, Господь «не ведал моего греха (не совершил личного греха – А.О.), то есть изменения моего произволения; Он не воспринял моего греха (не согрешил – А.О.) и не стал [им], но ради меня Он стал грехом, то есть стал тлением естества, [возникшим] через изменение моего произволения, взяв [его на Себя]» (Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 42. «Мартис». 1993. С. 110).

2. «...воспринял одну только страстность, без греха... » (Там же. С. 72).

3. «...подобно нам приняв страстность естества, за исключением греха...» (Там же. С. 73).

4. «Ради нас Он стал по природе страстным человеком» (Там же.С.130);

5. «...будучи по природе Богом бесстрастным, Господь непреложно по Домостроительству Божиему соблаговолил стать Человеком, по природе страстным» (Там же. С. 189).

6. «Господь же, взяв [на Себя] это осуждение за мой добровольный грех, я имею в виду – взяв страстность, тленность и смертность [человечес-кого] естества, стал ради меня грехом по страстности, тленности и смерт-ности, добровольно облачившись в мое осуждение по природе...» (Там же. С. 111).

7. «Ибо Слово приобщило (Себя) к естеству (человеческому) вторым общением, намного более необычным, чем первое, поскольку Оно сначала (в творении – А.О.) уделило (этому естеству) от лучшей (части Своей), а затем, по Собственной воле, восприняло худшее (падшее естество – А.О.), дабы спасти образ (Свой), сделать плоть бессмертной и, соединившись с естеством (человеческим), полностью уничтожить слово змия, вновь восстановить это естество в изначальной чистоте, (свободной) от порока, и благодаря обожению, соделать его еще более превосходным, чем первое творение» (Там же. Ответ 54).

8. «Родился Он «в подобии плоти греха и по причине греха [рус. перев.: в подобии плоти греховной в жертву за грех – пери амартиас]» (Послание к Римлянам 8, 3). «В подобии плоти греха» – потому что будучи по природе Богом бесстрастным, (Господь) непреложно по Домостроительству (Божиему) соблаговолил стать человеком, по природе страстным» (Ответ 54). При этом схолия добавляет: «плоть Господа... обладает тлением по природе, благодаря чему Он был подобен нам» (Отв. 54. Схолия. 687). «Ведь Он был не просто человек, но Бог, вочеловечивыйся для того, чтобы через Себя и в Себе обновить естество человеков, само по себе уже состарившееся, и соделать его общником Божиего естества» (Там же. Ответ 53).

9. Святитель Афанасий: «Итак, Тело, поелику имело Оно общую со всеми телами сущность и было телом человеческим, хотя по необычайному чуду образовалось из единыя Девы, однако же будучи смертным, по закону подобных тел, подверглось смерти... » (О воплощении Бога Слова. § 20 // Творения. Т. 1. М., 1994).

10. Св. Афанасий: «Какой долженствовал быть конец тела, по снисшествии в него Слова? Не могло оно не умереть, как смертное, и за всех приносимое на смерть, на что и уготовал его Спаситель... Посему-то, хотя умерло тело, как смертное, однако же ожило, по причине сущей в нем жизни» (Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 4. M. 1994. С. 458).

11. Cв. Феодорит Кирский: «...соединив с Собою побежденное сие естество, вводит оное в борьбу...» (Творения. – М. 1857. Ч. 5. С. 349).