Kniga Nr1281

30. О вашем малотерпении. Советую вам себя увещевать и говорить: "Феофания! что ты малодушествуешь и не терпишь неприятных слов? Сам Христос Сын Божий чего не претерпел, и нам дал образ терпения, чтобы последовали стопам Его. (161)

Когда нас кто-то оскорбляет, очень полезно вспомнить о том, как Христос отвечал на оскорбления и мучения. Он не протестовал, не роптал на обидчиков и даже не осуждал своих убийц, а молился за них. Есть хорошая народная пословица: "Бог терпел и нам велел". Если станем подражать Христу в терпении, то уподобимся Ему и в славе, будем соцарствовать Ему в Царстве Небесном, для чего нас Бог и создал.

Единственный способ обрести мир душевный - это терпеть все, что посылает Бог, не исключая и оскорблений от людей. А всякая попытка обрести покой внешним способом будет лишь вести от беспокойства к беспокойству, и все данное нам Богом время мы проживем зря.

31. [Христос] так много возлюбил нас бренных и недостойных; а нам ли не стерпеть чего-нибудь, да еще за наши грехи? От высокоумия нашего мы не чувствуем милостей Божиих, мы не прилепились совершенно к Господу Богу, оттого нам все тяжело, все скучно, оттого все в неудовольствии, в прискорбии пребываете. (21)

Нам тяжело, оттого что мы в душе не соглашаемся принимать все происходящее в жизни как ниспосланное от Бога. Если бы по-настоящему поверили, что все, что посылает нам Господь, Он посылает по любви к нам, то терпели бы. Вот спортсмен терпит. Тренер говорит ему: "Поднимай штангу сто раз" - и он поднимает. - "Отжимайся пятьдесят раз" - и он отжимается... Если бы верили, что Бог хочет нашего спасения (как тренер хочет победы для спортсмена) и посылает нам только то, что для этого полезно, то всё терпели бы благодушно, не уклонялись бы и не ленились.

Своим ограниченным умом мы не можем до конца познать причин, по которым Бог посылает нам скорби, поэтому должны со смирением принимать их без особого рассуждения. И принимать не с рабской покорностью (как бывает, раба наказывают, и он вынужден терпеть, но злобствует на своего господина), а именно с благой покорностью, то есть с сыновним отношением, с благодарностью.

32. Когда кто скорбит, утешать себя надобно мыслию, что Бог милостив, - и скорбь пройдет. (32)

Совет очень хороший, но хорош он для тех людей, которые устремлены в Царство Небесное. Для них мысль, что Бог милостив, что Он прощает кающимся их немощи и грехи, действительно оказывается ободряющей и укрепляющей.

33. Ежели кто оскорбит, надобно подумать, что это Господь хочет привести меня в чувство, напомнить, что я худа. (455)

Бог для того и посылает все неприятности, скорби, болезни, чтобы мы вспомнили о Нем, Его заповедях и начали жить по ним, а не для того, чтобы мы, осуждая обидчиков, губили свои души.

Авва Дорофей, когда увидел одного монаха, терпеливо, безо всякого внешнего раздражения сносившего оскорбления от братии, захотел узнать, что он при этом думает. (Эта история описана в книге аввы Дорофея, одной из лучших для начинающих духовную жизнь.) Авва удивлялся, что молодой монах пришел в такую меру преуспеяния. Он спросил его: "Как тебе это удается?" И тот ответил: "Я думаю про этих людей, что они не люди, а лающие псы". Это, конечно, самое худшее, что может быть. Потому что уж лучше по-человечески раздражаться, а потом каяться в этом, чем иметь такую ложную умиротворенность, происходящую от великой гордости. Старец перекрестился и сказал: "Избави, Боже, от такого наружного терпения".

Но истинное терпение - ценнейший дар, который дается тому, кто без ропота, с благодарностью принимает скорби.

Если бы мы были настоящими христианами, то должны были бы молиться не о том, чтобы Бог избавил нас от страданий, а о том, что бы Он даровал нам терпение переносить их. "Ты не умнее Бога", - говорил преподобный Исаак Сирин, увещевая покоряться Господу во всем. Предметом нашей православной веры является то, что Бог нас любит и все делает исключительно для нашего спасения, а от нас требуется это с любовью принимать.

34. Мы бегаем скорбей; а святые-то скорбели о том, что нет скорбей: можно ли, говорили, спастись без них? (393)