Kniga Nr1281

39. Пишете, что тяжко грустите, но причины, отчего случилось, хотя не упоминаете, но известно, что грусть не от Бога, а от врага душ наших; иго Христово не тяжко, по слову Его святому: Иго Мое благо и бремя Мое легко есть. Сие Он изволил пречистыми Своими устами сказать, а наложил на вас иго тяжкое враг. (163)

Благая и спасительная печаль - это когда мы скорбим о своих грехах, но надеемся на милость Божью, получая таким образом силы для борьбы со своими страстями. А всякая печаль о житейских делах - это печаль, которую нужно преодолевать. Причина того, что мы переживаем свой жизненный крест как некую тяжесть, не в Боге, а в наших страстях и бесовских наваждениях, потому что мы полюбили не то, что должно, и, когда нас лишают того, что мы любим, нам, конечно, бывает тяжело. Так же, как у наркомана начинается "ломка", когда его лишают наркотика. Причина его страданий - не некое вещество, а пристрастие к нему.

40. Если хочешь спастись и бремя греховное уничтожить, то надобно себя укорять, бранить и за нетерпение плакать; всех почитать, яко вам они родные сестры, всех любить - и так спасетеся. (180)

Если хотим уничтожить греховное бремя, то должны всегда себя укорять, прося Бога об очищении сердца от страстей. Пришел ли греховный помысел, кто-то нас оскорбил - что бы ни происходило, мы должны всегда себя искренне укорять, и тогда страсти отступят.

Когда человек не делает нам того, чего мы от него ждем, значит, Бог не извещает его. И неважно, хороший ли человек или нет. Все в руках Божьих. Когда Ему угодно, Он и в злого человека вложит доброе отношение, и он станет нам помогать. А если Богу не угодно, то и все ближайшие люди отвернутся. А уж если Бог захочет наказать нас и смирить, то все творение поднимется против нас. Лучше уж смириться перед Богом и потерпеть малое наказание, чем роптать, бунтовать и поднимать против себя всю тварь.

41. Если тебя обидят или претерпишь страсть, - попротивься своим худым мыслям. Довольно и сего мучения. (205)

Это ответ монахине, которая, очевидно, мечтала о подвиге мученичества. Истинный подвиг - это борьба со своими страстями. Он и вменяется в мученичество. По-гречески мучеников называют "мартирос", что переводится как "свидетель". Мученик своею жизнью свидетельствует о реальности Царства Небесного. Мы люди маленькие, немощные, поэтому Бог не посылает нам великих скорбей, но то малое, что посылает (огорчения, болезни, страдание от собственных страстей), должны с благодарностью потерпеть и этим тоже засвидетельствовать реальность Царства Небесного.

42. Господь Бог знает, что вам надобно. (394)

Хорошие дети верят, что мама с папой знают, как их лечить и что для них лучше. Детям не нравится, но они все-таки пьют горькие лекарства, которые дают им родители. Так же и нам хотя и нелегко терпеть скорби (они не были бы скорбями, если бы мы от них не скорбели), но следует без ропота довериться Богу, ибо Он лучше всех знает, что нам полезно.

Кроме того, нужно искренне благодарить Бога за скорби, не лицемерно, не просто на словах, а от всей души. Так же, как мы благодарим врача, который сделал нам операцию. Было больно, мы лишились важных органов, но уверены, что без медицинского вмешательства погибли бы.

Апостол Павел в Послании к евреям говорит, что, когда мы претерпеваем наказания, мы, как дети, обретаем в Боге Отца, а может ли быть такой сын, которого не наказывает отец. К сожалению, есть такие дети, которых не наказывают отцы, особенно в наше время их становится много. Это несчастные дети, они вырастают душевными калеками. Не может человек вырасти нормальным, даже в самом обычном житейском смысле, если его не будут наказывать, то есть учить, исправлять.

43. Увидите в трапезе какой-либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся. (496)

Это очень важное подвижническое наставление. Если мы проявляем нетерпение, укоряем своих близких (часто из-за ничтожных мелочей: не так посмотрел, чашку не туда поставил и проч.), мы тем самым лишаемся спасения. "Терпение есть непрерывающееся благодушие", - сказал преподобный Никон Оптинский. Потерпели бы, смирились - и получили бы огромную пользу. А мы мелочным нетерпением причиняем себе смертельный вред.

А если уж решаемся винить Бога за то, что он нам чего-то недодает, тогда уж надо рассуждать честно: признать, что мы на самом деле ничего не заслуживаем, что, если оценивать нас по заслугам перед Богом, мы должны быть просто истреблены - уже сейчас преданы вечной муке. Поэтому уж лучше нам не судиться с Богом, не искать своей правды, а искать милости Божьей.