Kniga Nr1281

42. Господь Бог знает, что вам надобно. (394)

Хорошие дети верят, что мама с папой знают, как их лечить и что для них лучше. Детям не нравится, но они все-таки пьют горькие лекарства, которые дают им родители. Так же и нам хотя и нелегко терпеть скорби (они не были бы скорбями, если бы мы от них не скорбели), но следует без ропота довериться Богу, ибо Он лучше всех знает, что нам полезно.

Кроме того, нужно искренне благодарить Бога за скорби, не лицемерно, не просто на словах, а от всей души. Так же, как мы благодарим врача, который сделал нам операцию. Было больно, мы лишились важных органов, но уверены, что без медицинского вмешательства погибли бы.

Апостол Павел в Послании к евреям говорит, что, когда мы претерпеваем наказания, мы, как дети, обретаем в Боге Отца, а может ли быть такой сын, которого не наказывает отец. К сожалению, есть такие дети, которых не наказывают отцы, особенно в наше время их становится много. Это несчастные дети, они вырастают душевными калеками. Не может человек вырасти нормальным, даже в самом обычном житейском смысле, если его не будут наказывать, то есть учить, исправлять.

43. Увидите в трапезе какой-либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся. (496)

Это очень важное подвижническое наставление. Если мы проявляем нетерпение, укоряем своих близких (часто из-за ничтожных мелочей: не так посмотрел, чашку не туда поставил и проч.), мы тем самым лишаемся спасения. "Терпение есть непрерывающееся благодушие", - сказал преподобный Никон Оптинский. Потерпели бы, смирились - и получили бы огромную пользу. А мы мелочным нетерпением причиняем себе смертельный вред.

А если уж решаемся винить Бога за то, что он нам чего-то недодает, тогда уж надо рассуждать честно: признать, что мы на самом деле ничего не заслуживаем, что, если оценивать нас по заслугам перед Богом, мы должны быть просто истреблены - уже сейчас преданы вечной муке. Поэтому уж лучше нам не судиться с Богом, не искать своей правды, а искать милости Божьей.

44. Не надобно укорять друг друга. Ежели есть немощные, пусть те, кто посильнее, немощь немощных носят. Ведь не затем пришли в обитель, чтобы указывать друг на друга, кто больше трудится, кто меньше. Сколько потрудимся, столько и получим награды от Бога. (444)

Привычные для всех нас взаимные укоры. Все торгуемся, считаем для себя нормальным и естественным обижаться. Я часто слышу от христиан жалобы: почему он мне так сказал, почему со мной так поступили, почему меня не похвалили, почему меня ни за что отругали? Все это совершенно неуместно в Церкви. Это для неверующих естественно требовать к себе уважения, ждать похвал. Они не подозревают о вечной жизни, о Страшном суде. Все их ценности - плотские. Для них все должно состояться здесь, на земле. Поэтому они безжалостно воюют за "место под солнцем". А для христиан, готовящихся к Страшному суду, боящихся вечной муки и жаждущих вечного блаженства, такое отношение к жизни нелепо.

"Не претерпевши горького, не дождетесь и сладкого", - говорил старец Иларион Троекуровский. Сколько здесь потерпим, столько в вечности будем утешены. Поэтому, когда мы убегаем от трудов, огорчений, болезней, неприятностей, которые нам Бог посылает, мы убегаем от вечной блаженной жизни.

45. Видим в простом народе, какую нужду терпят, и не понимают, для чего это, а ежели с чувствами так терпеть и все это относить к своим недостаткам, что я недостойна лучшего, так, конечно, будет жертва, благоприятная Богу. А ежели роптать, так никакой пользы нет. (42)

Конечно, нельзя сказать, что мы сейчас нужду терпим, это только одно безобразие с нашей стороны, что мы ропщем. Никто из нас не голодает. Никто из нас не лишен одежды или жилища, но какой-то, скажем, малый недостаток имеем. Так мы этот малый недостаток должны принять с благодарностью, с пониманием, что Бог нас отсутствием роскоши, отсутствием сверхизобилия, которое есть в развитых странах, ограждает от многих грехов. А если это наказание, то, значит, наказывает нас, чтобы очищались наши души для Царства Небесного.

Если бы думали так, то все у нас было бы хорошо. Бог особо и наказывает наш народ за то, что мы продолжаем роптать. То нам все не нравилось при царе. Царя прогнали, устроили себе райскую жизнь в концлагере. Концлагерь кончился - опять ропщем, опять недовольны. Уж Господь нам все даровал, уж и храмы открыты, служба везде идет, и все сыты, и тех несчастий, которых мы ожидали, нет. Одно время все боялись, что будет голод, будут какие-то страсти - ничего этого нет. Все плохое, что есть, это только от нашей злобы. И мы продолжаем роптать. Я говорю о христианах. То, что не христиане ропщут, об этом нет речи. У нас, христиан, с уст слетает ропот, и все время мы недовольны, а нужно было бы только Бога благодарить.

46. Когда будет на трапезе какой-либо недостаток или скорбь, тогда вспомните, какие нужды и скорби претерпевали святые, но за все благодарили Бога! (266)