Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Тогда над скинией свидения, перед глазами всего народа, явилась Слава Господня во облаке и раздался голос. Бог возглаголал к Моисею: «Доколе будет оскорблять Меня народ сей? И доколе не будет веровать в Меня, несмотря на все чудеса, которые Я сотворил для них? Поражу их всех смертью и произведу из тебя племя многочисленнейшее их!» Но Моисей стал умолять Бога простить народу и этот грех. Тогда Господь сказал: «Долго ли же мне прощать этому злому сонмищу! Скажите же им: истинно, как вы сами сказали вслух Мне, так и сделаю с вами! Детей ваших, о которых вы говорили, что они в разграблении будут, Я введу в эту землю, и они наследуют страну, вами отвергнутую. Ваши же тела падут в пустыне. Но и дети ваши наперед пробудут в пустыне сорок лет и понесут на себе бремя вашего греха! И узнаете тогда ярость гнева Моего!» Таким образом, все, которым при исшествии из Египта было 20 лет, должны были умереть в пустыне, исключая Иисуса и Халева; детям же Израилевым надлежало странствовать еще тридцать девять лет. Местом странствования их была теперь пустыня Синайская и пустыня Фаран, где они провели многие годы, пока не умерли все роптавшие на Господа.

29. Новый ропот Израиля

Но и этот суд Божий не вразумил непокорный народ израильский. Еще не раз во время странствования по пустыне восставал он против Бога и Моисея. Так, один раз подняли бунт против Моисея и Аарона некто Корей с Дафаном и Авироном и в заговор свой вовлекли 250 других знаменитых израильтян. Они начали укорять Моисея и Аарона во властолюбии и требовали, чтобы весь сонм израильский мог равно участвовать в правлении и священстве. Но Моисей отвечал им на это: «Приходите завтра перед Господом с вашим фимиамом, и тогда откроется, кого изберет Господь». Корей, собрав соумышленников своих, действительно явился перед скиниею свидения. Тогда открылась Слава Господня, и из облачного столба Господь сказал Моисею и Аарону: «Отступите от среды народа сего, Я сейчас истреблю всех их!» Но Моисей и Аарон возопили к Господу, говоря: «Боже духов и всякия плоти! Неужели ради греха одного на весь сонм гнев Твой?» Тогда Господь сказал: «Скажи же народу, чтобы отступили они от сонмища Кореева и от сонмища Дафанова и Авиронова». И лишь только народ отступил от них, как земля разверзлась и поглотила преступников со всеми семействами, с палатками и имением их, а на остальных 250 бунтовщиков упал огонь с небеси и пожрал их. Но жестокосердый народ не вразумился и этим; поднялся новый ропот на Моисея и Аарона за то, будто они одни были причиною погибели сих людей. Тогда Господь послал на них моровую язву, и жертвою ее были 14700 человек. В Кадисе народу не достало воды и снова поднялся ропот на Моисея. Но Господь сказал ему: «Возьми жезл твой и, вместе с братом твоим Аароном, созови весь сонм Израилев и в их присутствии скажи камню, чтобы он дал воды». Моисей и Аарон собрали народ и воззвали к нему: «Послушайте вы, непокорные, разве нам из этого камня известь вам воду?» Но Моисей не сказал камню, как повелел ему Бог, а с гневом поднял руку свою и ударил дважды жезлом в камень. Вода действительно полилась из камня, и в таком количестве, что весь народ и весь скот их могли напиться, но Моисею и Аарону сказано было Господом: «Поелику вы не исполнили верно слова Моего и не прославили Меня перед сынами Израилевыми, за то не вы введете народ сей в землю, которую Я дам им». В память этого гнева Божия источник тот назван был водою пререкания.

В сороковом году странствования израильтян, когда слово гнева Божия уже сбылось над Аароном и он умер на горе Ор, народ еще раз возроптал на Бога и Моисея. «Для чего ты вывел нас из Египта? – говорили они сему последнему. – Для того ли, чтобы погубить нас в пустыне? Вот у нас нет ни хлеба, ни воды, а эта тощая пища (манна) нам опротивела!» За это Бог послал на народ ядовитых змей, от уязвления которых померло большое число сынов Израилевых. Тогда пришли они к Моисею и говорят ему: «Согрешили мы, что возроптали на Господа и на тебя! Помолись Господу, чтобы он избавил нас от змей!» Моисей стал молиться за народ, и Господь сказал ему: «Сделай себе медную змею и выставь ее напоказ! Пусть всякий, укушенный змеею, только взглянет на нее – и будет жив!» Моисей сделал змею из меди и повесил её на крестообразном столбе; с тех пор всякий, укушенный змеею, прибегал к этому знамени и, взглянув на оное, оставался в живых.

30. Валам

Теперь начинается завоевание земли обетованной. Израильтяне разбили Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского; потом расположились лагерем у Иордана в земле Моавской. Царь Моавский, по имени Валак, испуганный нашествием израильтян, послал в Месопотамию за одним знаменитым прорицателем, которого звали Валаамом, и велел сказать ему: «Вот вышел народ из Египта и попрал собою всю мою землю! Приди и прокляни мне людей сих!» Но Бог сказал Валааму: «Не ходи и не проклинай этого народа, ибо он благословен». Валак же послал к Валааму новое посольство из знаменитейших князей своей земли и обещал ему большую награду, если тот исполнит его просьбу. На этот раз Валаам согласился, оседлал осла и отправился в путь.

Но на дороге явился Ангел Господень с обнаженным мечом в руках и ослицу Валаамову не пускал идти далее. Валаам, не видевший Ангела, рассердился на ослицу и начал бить ее. Она упала на колени, но Валаам стал бить ее еще сильнее. Тогда Господь отверз уста ослице, и она заговорила человеческим голосом: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня? Не служила ли я тебе от юности твоей идо сего дня? Неужели ты думаешь, что я делаю это по упрямству?» Тогда Бог открыл глаза Валааму, и он увидел Ангела, который так сказал ему: «За что ты бьешь осла своего? Я пришел воспрепятствовать тебе, потому что путь твой неприятен мне. Впрочем, иди с этими людьми, только смотри, говори лишь то, что я скажу тебе!»

Обрадовался Валак, увидев Валаама, и на другой же день рано утром возвел его на одну возвышенность, откуда видна была часть стана израильского. Учредив там жертвоприношение, он ожидал с сонмом князей своих услышать из уст Валаама все страшные проклятия на сынов Израилевых. Но Валаам возвысил голос свой и сказал: «Как прокляну я того, кого Господь не клянет! Или как буду злословить того, кого не злословит Бог! Благословлять приведен я сюда; и я благословляю и не могу иначе!» Таким образом Валаам благословил сынов Израилевых до трех раз. Тогда Валак всплеснул руками и сказал: «Что ты сделал со мною? Я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословил их трижды! Я думал почтить тебя, но теперь Господь лишил тебя славы!» После этого Валаам отправился опять домой; моавитяне же были разбиты израильтянами, и весь мужеский пол их истреблен.

31. Смерть Моисея

Из всех израильтян, которых Господь вывел из Египта, оставались в живых только Иисус, Халев и Моисей, все прочие умерли. Теперь дошла очередь до Моисея. «Взойди на гору Навав, – сказал ему Господь, – и взгляни оттуда на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым. Ибо ты только увидишь ее, но не войдешь туда, а скончаешься на той горе, как умер брат твой Аарон на горе Ор, потому что вы не покорились словам Моим у воды пререкания в пустыне Син». Тогда Моисей простился со своим народом, еще раз напомнил ему о всех благодеяниях Божиих, повторил перед ним главнейшие заповеди Господни, произнес во услышание всех благословение на исполнителей закона и проклятие на нарушителей оного и, наконец, в утешение дал им такое обещание: «Воздвигает вам Господь Бог ваш Пророка от братии ваших, как меня; Того вы должны слушать!» Затем он отправился на гору и умер там; и Господь скрыл место погребения его даже до сего дня. Моисей умер 120-ти лет, но до самой смерти своей был бодр духом и крепок телом.

32. Иисус Навин

По смерти Моисея Иисус Навин занял место вождя народа израильского. Как при Моисее, так и теперь Господь помогал своему народу. Некогда Моисей провел израильтян сквозь море, теперь Иисус проводит их через Иордан. Вода разделилась: нижняя часть ее стекла вниз, а верхняя остановилась и стала как стена, пока народ переходил по дну реки. Таким чудным путем шествовал Израиль на завоевание Иерихона. Иерихон был город большой и укрепленный. Но Господь сказал Иисусу: «Не бойся! Я предаю тебе в руки Иерихон и царя его». По слову Господню израильтяне подняли ковчег завета и в сопровождении левитов и всего войска начали обходить стены иерихонские. Так ходили они шесть дней; наконец в седьмой, когда, при седьмом обходе в тот же день, жрецы затрубили в трубы и народ воскликнул громким голосом, стены иерихонские пали сами собою и воины со всех сторон устремились в город. Жители его были истреблены, а дома их сожжены.

Так помогал Господь Иисусу в завоевании земли обетованной. От рук его пали один за другим более тридцати царей, владевших разными землями в Ханаане. В сражении при Гаваоне по слову Иисуса остановились солнце и луна, а Бог на убиение врагов его, аммореян, послал каменный град. В несколько лет завоевание почти целой страны было окончено, и Иисус приступил к разделу земли между остальными коленами израильскими. Колено Рувимово, Гадово и половина Манассиина получили свою долю еще при жизни Моисея и поселились по ту сторону Иордана; остальные же десять с половиною колен расселились между морем и Иорданом. Одно только колено Левиино не получило для себя особой земли, но, как достояние Божие, назначенное на службу храму Господню, имело часть свою во всех коленах Израилевых. Число же двенадцати колен восполнилось тем, что на место Иосифа и Левии получили свое наследие два сына Иосифова – Ефрем и Манассия. Святилище, скиния с ковчегом завета были поставлены в Силоме.

Когда Иисусу исполнилось сто десять лет, он созвал к себе весь народ израильский в Сихем, чтобы перед смертью проститься с ним. Здесь напомнил он израильтянам о всех благодеяниях Божиих и увещевал их пребыть верными Господу. «Бойтесь Бога, – говорил он им, – сохраняйте все, написанное в законе Моисеевом. Не служите богам чужих народов, но пребудьте верны Господу. А если не хотите служить Господу, то выберите себе сами, кому служить вам: Богу ли отцов ваших или богам аморрейским. Я же и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят». Тогда весь народ отвечал: «Да не будет, чтобы мы оставили Господа и стали служить чужим богам!»