Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Обрадовался Валак, увидев Валаама, и на другой же день рано утром возвел его на одну возвышенность, откуда видна была часть стана израильского. Учредив там жертвоприношение, он ожидал с сонмом князей своих услышать из уст Валаама все страшные проклятия на сынов Израилевых. Но Валаам возвысил голос свой и сказал: «Как прокляну я того, кого Господь не клянет! Или как буду злословить того, кого не злословит Бог! Благословлять приведен я сюда; и я благословляю и не могу иначе!» Таким образом Валаам благословил сынов Израилевых до трех раз. Тогда Валак всплеснул руками и сказал: «Что ты сделал со мною? Я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословил их трижды! Я думал почтить тебя, но теперь Господь лишил тебя славы!» После этого Валаам отправился опять домой; моавитяне же были разбиты израильтянами, и весь мужеский пол их истреблен.

31. Смерть Моисея

Из всех израильтян, которых Господь вывел из Египта, оставались в живых только Иисус, Халев и Моисей, все прочие умерли. Теперь дошла очередь до Моисея. «Взойди на гору Навав, – сказал ему Господь, – и взгляни оттуда на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым. Ибо ты только увидишь ее, но не войдешь туда, а скончаешься на той горе, как умер брат твой Аарон на горе Ор, потому что вы не покорились словам Моим у воды пререкания в пустыне Син». Тогда Моисей простился со своим народом, еще раз напомнил ему о всех благодеяниях Божиих, повторил перед ним главнейшие заповеди Господни, произнес во услышание всех благословение на исполнителей закона и проклятие на нарушителей оного и, наконец, в утешение дал им такое обещание: «Воздвигает вам Господь Бог ваш Пророка от братии ваших, как меня; Того вы должны слушать!» Затем он отправился на гору и умер там; и Господь скрыл место погребения его даже до сего дня. Моисей умер 120-ти лет, но до самой смерти своей был бодр духом и крепок телом.

32. Иисус Навин

По смерти Моисея Иисус Навин занял место вождя народа израильского. Как при Моисее, так и теперь Господь помогал своему народу. Некогда Моисей провел израильтян сквозь море, теперь Иисус проводит их через Иордан. Вода разделилась: нижняя часть ее стекла вниз, а верхняя остановилась и стала как стена, пока народ переходил по дну реки. Таким чудным путем шествовал Израиль на завоевание Иерихона. Иерихон был город большой и укрепленный. Но Господь сказал Иисусу: «Не бойся! Я предаю тебе в руки Иерихон и царя его». По слову Господню израильтяне подняли ковчег завета и в сопровождении левитов и всего войска начали обходить стены иерихонские. Так ходили они шесть дней; наконец в седьмой, когда, при седьмом обходе в тот же день, жрецы затрубили в трубы и народ воскликнул громким голосом, стены иерихонские пали сами собою и воины со всех сторон устремились в город. Жители его были истреблены, а дома их сожжены.

Так помогал Господь Иисусу в завоевании земли обетованной. От рук его пали один за другим более тридцати царей, владевших разными землями в Ханаане. В сражении при Гаваоне по слову Иисуса остановились солнце и луна, а Бог на убиение врагов его, аммореян, послал каменный град. В несколько лет завоевание почти целой страны было окончено, и Иисус приступил к разделу земли между остальными коленами израильскими. Колено Рувимово, Гадово и половина Манассиина получили свою долю еще при жизни Моисея и поселились по ту сторону Иордана; остальные же десять с половиною колен расселились между морем и Иорданом. Одно только колено Левиино не получило для себя особой земли, но, как достояние Божие, назначенное на службу храму Господню, имело часть свою во всех коленах Израилевых. Число же двенадцати колен восполнилось тем, что на место Иосифа и Левии получили свое наследие два сына Иосифова – Ефрем и Манассия. Святилище, скиния с ковчегом завета были поставлены в Силоме.

Когда Иисусу исполнилось сто десять лет, он созвал к себе весь народ израильский в Сихем, чтобы перед смертью проститься с ним. Здесь напомнил он израильтянам о всех благодеяниях Божиих и увещевал их пребыть верными Господу. «Бойтесь Бога, – говорил он им, – сохраняйте все, написанное в законе Моисеевом. Не служите богам чужих народов, но пребудьте верны Господу. А если не хотите служить Господу, то выберите себе сами, кому служить вам: Богу ли отцов ваших или богам аморрейским. Я же и дом мой будем служить Господу, ибо Он свят». Тогда весь народ отвечал: «Да не будет, чтобы мы оставили Господа и стали служить чужим богам!»

33. Судии

По смерти Иисуса Навина израильтяне не сдержали своего обещания и нарушили завет Господень. Часто впадали они в идолопоклонство, и тогда Бог предавал их в руки врагов; но когда снова обращались к Господу, Бог для избавления их воздвигал людей сильных, которые были вместе и судиями народа. Таковых судей было двенадцать и в числе их одна женщина, по имени Деворра. В ее правление случилась война у израильтян с Иавином, царем Ханаанским, царствовавшим в Ассоре. Полководец его Сисара около 20-ти лет опустошал землю Израильскую. Тогда сыны Израилевы обратились к пророчице Деворре с просьбою спасти их от неприятеля. Та призвала к себе Барака, приказала ему собрать десять тысяч войска и отправиться с ними к горе Фавор, где он должен был встретиться с Сисарою. Но такова была вера в могущество Деворры, что Варак не иначе решился идти на войну, как только если Деворра пойдет вместе с войском. Деворра согласилась на это, сказав, однако, Вараку, что за это малодушие слава победы достанется не ему, а женщине. И действительно, когда израильтяне разбили Сисару, он скрылся было в доме Иаили, жены одного владельца Кинея, которая и умертвила его ночью. Таким образом, Варак лишен был славы убить или взять в плен своего противника. В другой раз сыны Израилевы согрешили перед Богом и Господь наслал на них мадианитян, которые огромными толпами вторгались в землю Ханаанскую, опустошали поля и угоняли скот израильский. Семь лет сряду продолжались нападения их, и они не встречали себе нигде сопротивления. Наконец сыны Израилевы возопили ко Господу о помощи, и Бог воздвиг им избавителя. Это был молодой человек из колена Манассиина, по имени Гедеон. Однажды он молотил пшеницу на гумне отца своего, собираясь в побег от мадианитян, как перед ним является Ангел Господень и говорит ему: «Господь с тобою, сильный крепостью!» «Ах! – отвечал Гедеон.– Если бы Господь был с нами, не постигло бы нас такое несчастие! И где теперь все чудеса Его, о которых нам рассказывали отцы наши? Нет, нас оставил теперь Господь и предал в руки мадианитян!» Ангел Господень взглянул на него и сказал: «Изыди с этою крепостью твоею, и спасешь Израиля от руки мадиамской. Смотри! Я посылаю тебя». «Мне ли спасать Израиля? – возразил Гедеон. – Я самый младший из братьев моих, да и семейство мое незначительное в целом колене Манассиином».

Но Господь сказал ему: «Если Я буду с тобою, то ты поразишь мадианитян, как одного человека». Тогда Гедеон попросил знамения, по которому он мог бы убедиться, что действительно Господь избирает его на дело сие, и Ангел Божий открыл ему себя в чудесном жертвоприношении. После этого Гедеон, воспламенившись ревностью по Боге, вырубил священную дубраву отца своего, в которой стоял жертвенник Ваала. Это был первый подвиг неустрашимости, угодный Богу, ибо все, служившие этому идолу, хотели убить Гедеона за его поступок.

Между тем, Гедеон, все еще не уверенный в великом призвании своем, стал опять просить у Бога знамения. «Если Ты, – говорил он Господу, – спасаешь рукою моею Израиля, то вот я положу овечью шкуру на гумно; и как скоро роса окажется на шкуре только, а по всей земле кругом будет сухо, я узнаю, что спасаешь рукою моею Израиля». На другое утро, вставши рано, он нашел шкуру совершенно мокрою, так что, выжав из нее росу, он наполнил ею целый водонос. Тогда Гедеон ободрился и осмелился еще раз вопросить Господа. «Да не разгневается Господь на меня, – говорил он, – и да испытаю еще раз! Пусть теперь шкура будет суха, а по всей земле роса!» Бог исполнил и на этот раз его желание. Овечья шкура осталась совсем суха, между тем как вся земля вокруг была покрыта росою. Тогда Гедеон восстал и собрал 32000 человек войска. Но Господь сказал ему: «Слишком много тебе людей сих. Пусть не хвалится Израиль передо Мною и не говорит: моя рука спасла меня. Скажи им: кто боязлив и страшлив, пусть воротится назад!» Когда Гедеон сделал это, у него осталось только 10 000. Но Господь сказал: «И этого еще слишком много! Выведи их на воду, и Я искушу их перед тобою». Гедеон сделал, как повелел Господь, и при нем осталось только 300 человек.

Тогда Гедеон разделил свое войско на три отряда, дал каждому из воинов в одну руку по горящему факелу, сокрытому до времени в кувшине, а в другую по трубе, и ночью стрех сторон дружно напал на лагерь мадианитян. «Меч Господу и Гедеону!» – воскликнули израильтяне. Поднятые к верху факелы, звуки труб и необыкновенный треск разбитых при сем кувшинов так смутили беспечно спавших мадианитян, что они в замешательстве стали принимать своих братий за врагов и умерщвлять друг друга. Скоро все они обратились в бегство, а между тем с гор Ефремовых устремляются израильтяне в погоню за врагами. Множество мадианитян пало под мечом их, и огромная добыча досталась в руки победителей.

Когда Гедеон возвратился с поля битвы, народ хотел сделать его царем над собою, но он отвечал: «Нет, ни я, ни дети мои не должны царствовать над вами. Господь да владеет Израилем!» Таким образом, израильтяне опять должны были оставаться при том же образе правления. Судии появлялись только по временам, и нередко народу не к кому было обратиться, чтобы искать суда и защиты. Так, когда по грехам израильтян на них напали аммонитяне, они обратились к одному жителю Галаада, по имени Иеффаю, прося спасти их от неприятеля. Тот, взявши с них обещание, что они сделают его князем над собою, отправил сперва послов к царю Аммонитскому для переговоров; когда же послы воротились ни с чем, Иеффай собрал войско и пошел войною на аммонитян, давши при этом обет Богу принести Ему в жертву за победу первое, что ему встретится по возвращении домой. Случилось же так, что единственная дочь его, услыхав о победе, одержанной отцом ее над аммонитянами, приготовила ему торжественную встречу и первая вышла к нему из дома, в сопровождении подруг своих, с музыкою и пением. Иеффай пришел в отчаяние от такой встречи, но дочь его сама стала уговаривать его исполнить обет, данный Богу, и только выпросила себе сроку два месяца, чтобы вместе с подругами своими оплакать свое девство.

Последним из судей был Сампсон, знаменитый своею необычайною силою. Много раз филистимляне покушались схватить его, но каждый раз он разрывал на себе оковы и уходил от них, один раз даже унесши на плечах ворота их города. Но коварством одной филистимлянки Сампсон был предан в руки врагов своих, которые долго держали его в темнице. Однако Сампсону удалось под конец отомстить за себя врагам своего отечества. Приведенный на всенародное посмеяние в храмину, где собирались все знатные люди земли Филистимской, он, помолившись Богу, собрал все свои силы и, схвативши средние столбы, на которые опиралось все здание, столкнул их с места и под развалинами дома погреб себя и всех находившихся там филистимлян. После него власть судии соединена была со званием первосвященника в лице Илия.