Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

В это время у одного человека из колена Вениаминова, по имени Киса, пропали ослы, и он послал сына своего Саула с одним рабом искать их. Несколько дней сряду искали они ослов повсюду, но нигде не могли найти их, а когда были близ Рамы, то рабу тому пришло на мысль спросить пророка об этой потере. Саул согласился на это, и в то самое время, как он подходил к Самуилу спросить его о пропавших ослах, Бог открыл пророку Своему назначение Саула, сказав: «Вот тот человек, о котором Я сказал тебе, что будет царствовать над народом Моим!» Посему Самуил тут же сказал Саулу: «Не заботься теперь об ослах твоих, они нашлись! И кому больше счастия во Израиле, как не тебе и дому отца твоего?» Саул не понял настоящего смысла слов пророка, но на другой день Самуил, провожая его от себя, взял рог с маслом, вылил оный на голову Саула и, поцеловав его, сказал: «Не видишь ли, что Господь помазал тебя на царство во Израиле, и ты будешь царствовать над народом Божиим?» После сего Саул отправился домой, но никому не говорил о случившемся с ним, пока Самуил не провозгласил его царем перед всем народом. Это случилось скоро. Самуил созвал к себе израильтян и представил им нового царя. Саул был красив собою, высокого роста и благородной наружности. Весь народ принял его с радостными криками: «Да здравствует царь!»

Саул в скором времени показал себя достойным своего избрания. Так, освободив Галаад от владычества аммонитян, он приобрел себе благодарность целого народа. Но после, поразив амалекитян, он, вопреки повелению Божию, не истребил людей и скота их, а хотел принесть в жертву то, что Господь повелел истребить. Тогда предстал перед ним Самуил и сказал: «Неужели ты думаешь, что жертвы твои угоднее Господу, чем послушание твое гласу Господню? Знай, что послушание больше жертвы, а непокорность – такой же грех, как волхвование или идолопоклонство!» Однако же Саул не только не исправился, но сделался еще непокорнее, так что наконец от него совсем отступил Дух Божий.

37. Давид в пастушеском звании

Самуил долго оплакивал ожесточение Саула, пока не услышал наконец утешительного гласа от Господа, который говорил: «Доколе ты будешь плакать о Сауле? Налей в рог твой елея и пойди в Вифлеем к Иессею, ибо Я обрел Себе царя в одном из сыновей его». Самуил отправился в Вифлеем и вошел в дом Иессея, сына Овидова, внука той бедной аммонитянки, которая собирала оставшиеся колосья на поле Вооза. Учредив там жертвоприношение, Самуил пригласил Иессея с сыновьями, чтобы открыть между ними избранника Господня, которого он должен был помазать на царство. Иессей явился с семью сыновьями. С первого взгляда все они понравились Самуилу, но о каждом из них говорил ему голос Божий: «Не сего избрал Господь». Тогда Самуил спросил Иессея, все ли здесь сыновья его. «Еще есть один, самый меньший, – отвечал Иессей, – но он пасет стада в поле». Самуил велел позвать его. Он явился. Смуглое лицо юноши, его прекрасные глаза и кроткий взгляд поразили Самуила и по гласу Господню, который говорил ему: «Встань и помажь его!», он вынул свой рог и возлил елей на голову Давида перед глазами братьев его. С этой минуты Дух Божий почил на Давиде и не отступал от него более. От Саула же отступил Дух Господень, и стал мучить его дух лукавый, отчего Саул сделался вдруг мрачным и жестоким.

Приближенные Саула, видя его мрачность, посоветовали ему найти музыканта и певца, который успокаивал бы его своею игрою и пением; а как известно было, что Давид играл прекрасно на арфе и пел, то и послали за ним. Он же, между тем, по-прежнему пас стада отца своего. Давид был приведен ко двору и очень понравился царю, так что Саул принял его к себе на службу и сделал своим оруженосцем.

Однако же спустя некоторое время Давид снова возвратился к отцу своему в Вифлеем, а когда возгорелась война с филистимлянами, он оставался дома, между тем как братья его отправились с Саулом на поле брани. Раз во время этой войны Иессей послал Давида в лагерь осведомиться о братьях его. Пришедши туда, Давид видит: оба войска стоят в боевом порядке, а со стороны филистимлян выходит великан в страшном вооружении, который вызывал на поединок храбрейшего из израильтян. Он слышал также, что тому, кто победит Голиафа (так было имя этому великану), царь обещал отдать дочь свою в замужество и дом отца его освободить от всех податей. Давиду не столько хотелось награды, сколько прискорбно было видеть, что не находилось ни одного израильтянина, который имел бы столько упования на Бога, что осмелился бы на борьбу с филистимлянином. Посему он просил донести царю, что он берется поразить этого великана. Саул сначала не хотел дать согласия на такой неравный бой. «Ты еще отрок, – говорил он Давиду, – а этот великан – борец от юности своей». Давид отвечал на это: «Когда раб твой пас стада отца своего, ему не раз случалось вырывать изо рта льва или медведицы похищенную ими из стада овцу и, схватив за горло, умерщвлять их. Господь, избавлявший меня от льва и медведя, избавит и от руки сего филистимлянина!» Тогда Саул согласился на его просьбу и возложил на него свое собственное вооружение: надел ему шлем на голову и препоясал его мечом своим. Но Давид, походив несколько в сем вооружении, нашел его слишком тяжелым для себя, а потому снял с себя оное, не взял даже меча с собою, но в простом пастушеском одеянии, с одним только посохом и пращою, пошел навстречу к закованному в латы исполину. По дороге выбрал он себе в ручье пять гладких камней и тем заключил все свое вооружение.

Голиаф, увидя идущего к нему молодого пастуха, начал смеяться над ним: «Собака разве я, что ты идешь на меня с палкою и каменьями? Пойди сюда, я отдам плоть твою на съедение птицам небесным и зверям земным». Давид же отвечал: «Ты идешь на меня с мечом, копьем и щитом; я же иду на тебя во имя Господа Бога Израилева, воинство Которого ты бесчестил». И в то время, как филистимлянин выступил вперед, Давид поспешил ему навстречу и поразил его в лоб камнем из пращи своей так, что тот рухнул на землю. Тогда Давид, подскочив к нему, вытащил у него меч и его же собственным оружием отрубил ему голову.

Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а израильтяне преследовали их до самых городов их. По окончании сражения Саул призвал к себе Давида и спрашивал его о его происхождении. Давид не стал исчислять ему знаменитых своих предков, каковы были Вооз, Салмон и Наассон, но скромно отвечал: «Я сын раба твоего Иессея вифлеемлянина». В то самое время, как Давид говорил с Саулом, сын Саула Ионафан сердечно полюбил Давида, и с этой минуты они сделались друзьями на всю жизнь. В залог этой дружбы царский сын здесь же подарил храброму пастуху свою одежду, свой пояс, лук и меч, а Саул удержал теперь Давида при себе и дал ему звание начальника в своем войске.

38. Гонение на Давида

Когда израильтяне возвращались с победою из похода против филистимлян, жены израильские встречали их с пением и кликами: «Саул победил тысячи, а Давид – тьмы!» Царь обиделся этим. Ему здесь же запала в сердце зависть. «Чего теперь не достает Давиду? Только престола?» – говорил он. Но злоба Саула еще более увеличилась, когда он увидел, что Давид приобретал в народе всеобщую к себе любовь. Это побудило его даже искать смерти Давидовой. Так, один раз, когда Давид по обыкновению играл перед царем на арфе, Саул бросил в него свое копье. Потом он посылал нарочных умертвить Давида в собственном его доме, и только хитрость жены его Мелхолы спасла его от смерти. После сего Давид бежал в Раму к Самуилу. Но когда и здесь Саул стал искать его, то он возвратился снова в окрестности Гаваона, чтобы еще раз повидаться с Ионафаном. Напрасно Ионафан старался примирить отца своего с невинным Давидом. Саул сказал в глаза сыну своему: «Он должен умереть!» Тогда сам Ионафан стал советовать Давиду спасаться бегством к Гефскому царю Анхусу. Этот царь принял его сначала довольно ласково, но скоро приближенные его успели возбудить в нем подозрение против Давида, так что он должен был бежать и отсюда. Теперь Давид удалился в горы Иудовы и поселился в пещере Одолламской. Здесь мало-помалу собралось вокруг него около шестисот человек, большею частью приверженных ему лично, а потому страшившихся мести Саула, ибо Саул был так ожесточен против Давида, что не пощадил даже первосвященника Божия, приказав умертвить его и с ним восемьдесят пять невинных священников за то только, что первосвященник тот, не зная совсем, что Давид бежал от Саула, дал ему в пищу хлебы предложения и выдал меч Голиафа. Но и этого было еще мало для мести Саула: он разрушил самый город, в котором жили те священники, и истребил всех его жителей. Один только сын первосвященника, по имени Авиафар, спасся от поражения и пришел к Давиду. Вот как глубоко мог пасть этот царь после того, как Дух Божий отступил от него!

Между тем, Давид в своем благочестивом сердце не питал никакой злобы против Саула и никогда не забывал, что он его царь, его тесть и отец друга его Ионафана. И вот доказательство тому. Вскоре после умерщвления священников Саул отправился с 3000 отборных воинов отыскивать Давида в горах Иудовых. В это время случилось, что Саул один зашел именно в ту пещеру, в которой Давид скрывался со своими воинами. Все говорили Давиду: «Вот наконец Господь предает в руки твои врага твоего». Но Давид подошел тихонько сзади, отрезал у Саула только часть его одежды, а потом, когда Саул вышел из пещеры, закричал ему вслед: «Царь государь! Зачем ты слушаешь клеветников, будто Давид ищет твоей смерти? Теперь ты сам видишь, что Господь предавал тебя в руки мои в пещере, но я не хотел убить тебя. Вот часть твоей одежды в руке у меня, я отрезал край твоей одежды, а тебя не убил. Пойми теперь, что нет у меня злобы против тебя, а ты ищешь убить меня! Господь да рассудит между мною и тобою!» Тогда Саул заплакал и сказал: «Ты справедливее меня!» и, пристыженный, возвратился домой. Но спустя немного времени ненависть к Давиду снова возгорелась в сердце Саула, и он опять стал отыскивать его. В этот раз Давид, в сопровождении одного только Авессы, проник ночью в лагерь царя и взял тихонько копье и чашу Саула, находившиеся в головах у него, и удалился; потом, встав на горе в виду лагеря Саулова, вскричал громким голосом: «Авенир! Авенир!» Полководец Саулов вскочил от сна испросил: «Кто зовет меня?» Давид продолжал: «Не муж ли ты? И не знаменитый ли ты во Израиле? Зачем же не охраняешь государя своего? Вот один человек вошел убить царя твоего. Посмотри, где копье царево и где сосуд его, вещи, бывшие в головах у него?» Тогда Саул, узнав голос Давида, вскричал: «Не твой ли это голос, сын мой Давид?» «Да, это я, раб твой, государь! – отвечал Давид. – За что ты гонишь меня? Что сделал я тебе? И какая неправда нашлась во мне? Если Бог возбуждает тебя против меня, да будет благоприятна жертва твоя! А когда люди подстрекают, то да будут они прокляты перед Господом за то, что заставляют царя Израильского гоняться за мною, как за дичью, по горам!» Саул и при этом случае раскаялся в своей злобе и сказал: «Согрешил я! Возвратись ко мне, дитя мое Давид! Я не сделаю тебе больше зла!» Но Давид уже не доверял Саулу, а потому, отдав копье одному из отроков царевых, удалился. Это было последнее свидание Давида с Саулом. Конец жизни Сауловой был недалек.

39. Смерть Саула. Давид делается царем

Давид отправился со своими спутниками к Гефскому царю Анхусу, который в этот раз подарил ему один из своих городов, Секелаг, где он и поселился. Между тем князья гефские собрались идти войною на израильтян, и Анхус сказал Давиду: «И ты со своими людьми должен присоединиться к нам!» Давид повиновался, но дорогою прочие князья выразили свое опасение, как бы он не изменил им, а потому Давид должен был воротиться назад. Каков же был его ужас, когда на третий день по возвращении домой он на месте своего города находит одни развалины и пепел! В его отсутствии амалекитяне напали на Секелаг, сожгли его, увели с собою всех жен и детей и угнали весь скот. Как ни утомлены были спутники Давидовы от долгого пути, они решились, однако, тотчас же пуститься в погоню за разбойниками. Целую ночь гнались за ними по пустыне и на другой день перед рассветом наконец напали на их шайку. Это внезапное нападение привело амалекитян в такое смущение, что Давид не только успел возвратить назад все похищенное ими, но даже получил от них богатую добычу.

Но что в то же время происходило в верхней стране Иудейской, в горах Гелвуйских? Там израильтяне были разбиты филистимлянами, Ионафан с двумя другими сыновьями Сауловыми был убит; сам Саул в отчаянии пал на собственный меч свой и умер. Давид только что возвратился на свое пепелище из погони за амалекитянами, как ему приносят весть о падении и смерти Саула. Один филистимлянин, обиравший вместе с другими трупы убитых на поле сражения, напал там нечаянно на тело царя. Сняв с него царское вооружение и корону, он отправился с этими вещами к Давиду. Несчастный, конечно, думал заслужить богатую награду, хвастливо извещая Давида, будто бы он своими руками умертвил Саула. Но Давид, услышав это, растерзал на себе одежду и воскликнул: «Как! И ты не побоялся поднять руку на помазанника Господня? Кровь его да падет на твою голову, ибо собственные твои уста свидетельствуют против тебя! Возьмите, убейте его!» И филистимлянин был тотчас же умерщвлен.