Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

После сего Давид с людьми своими возвратился в отечество и пришел в Хеврон. Здесь колено Иудино тотчас же провозгласило его над собою царем, а между тем Авенир возвел на престол израильский сына Саулова Иевосфея. Таким образом, у народа израильского вдруг стало два царя, только это продолжалось недолго. Спустя семь лет Иевосфей был умерщвлен собственными людьми, и Давид сделался царем над всем Израилем.

40. Умерщвление Урии

Давид, сделавшись царем, и на престоле не забывал своей арфы. Псалмы этого венценосного певца и до сих пор услаждают сердце людей благочестивых. По принятии царства над всем Израилем первою заботою его было восстановление богослужения во всем его великолепии, ибо ковчег завета долгое время находился почти в совершенном забвении. Но прежде всего нужно было завоевать Иерусалим, который вскоре после смерти Иисуса Навина опять был занят иевуссеями. Давид взял его приступом, распространил и укрепил, перенес туда скинию свидения и самый город сделал столицею своего государства.

Давид вел много войн с соседственными народами и распространил пределы своего царства от Средиземного моря до Евфрата и от Дамаска до Египта. Но, несмотря на все эти войны, в его правление народ был гораздо счастливее, чем в прежние времена; побежденные народы, как-то: сирияне, эдомитяне, моавитяне и филистимляне, могли считать для себя счастием находиться под властью такого знаменитого царя. Только с аммонитянами поступил он слишком жестоко. Но в это время в его сердце закрался грех, а всякая страсть делает человека слепым, глухим и жестокосердым. Царь воспламенился плотскою любовью к Вирсавии, жене Урии, служившего в войске Давидовом. Чтобы достигнуть своей преступной цели, Давид приказал своему главнокомандующему Иоаву поставить Урию в сражении так, чтобы он наверное мог быть убит неприятелями. Конечно, при этом Давиду следовало бы вспомнить, что ему самому предстояла некогда подобная участь от Саула, и один только Бог избавил его от погибели. Но Давид не думал теперь об этом, потому что страсть ослепила его. Бог попустил, чтобы Урия был убит в сражении, и Давид женился на жене его Вирсавии. Почти целый год жил он с нею совершенно спокойно. Но вот приходит к нему пророк Нафан и говорит: «Царь! Рассуди мне следующее дело: в некотором городе было два человека, один богатый, другой бедный. У богатого было множество овец и рогатого скота; у бедного же не было ничего, кроме одной овечки, которую он любил и лелеял. Она ела со стола его, пила из его чаши и спала у него на коленях. Раз пришел гость к богатому человеку, и он пожалел взять от стад своих и от овец своих, а взял овечку бедного человека и приготовил ее на обед гостю своему».

Давид, выслушав дело, воспылал гневом и сказал: «Как Бог свят, человек, сделавший это, повинен смерти!» Тогда Нафан сказал Давиду: «Этот человек – ты!», и потом продолжал: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я тебя помазал в цари над Израилем; Я тебя избавил от руки Саула. Зачем ты пренебрег словом Господним и сотворил лукавое перед очами Моими? Ты убил Урию мечом аммонитян, а жену его взял себе в жены». Давид почувствовал свое преступление, его совесть пробудилась, и он с раскаянием сердечным исповедал грех свой перед пророком Божиим. «Согрешил я перед Господом!» – сказал он Нафану; пророк отвечал ему: «И Господь простил тебе согрешение твое, ты не умрешь. Но так как сим делом ты уничижил Господа перед врагами Его, то умрет сын твой, родившийся от Вирсавии!», и с этим словом удалился.

Тяжел был удар для Давида как отца, лишиться сына, но еще тяжелее было ему думать, что это должно случиться в наказание за его необузданную страсть. Давид пал на землю и усердно молил Бога пощадить дитя его. В это-то время воспевал он со слезами и вздохами свой покаянный псалом, который и теперь еще каждому раскаивающемуся грешнику служит руководством к умилостивлению Бога: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое перед Тобою сотворих. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!» Но судьбы Божии непреложны: дитя скончалось. Тогда Давид встал, умыл лицо, помазал голову и вошел в храм Божий поклониться Господу. Приближенные Давида удивились такой перемене с ним. «Как! – говорили они. – Пока дитя твое было живо еще, ты плакал и постился; теперь же, когда оно умерло, ты стал весел и отложил пост свой!» Но Давид отвечал: «Я плакал и постился, пока думал, что могу еще умолить Господа. Но теперь, когда воля Божия совершилась и дитя умерло, мне уже не воротить его слезами. Я к нему отойду, но он ко мне более не возвратится».

41. История Авессалома

Смерть маленького сына была для Давида только началом несчастий, которые вскоре одно за другим обрушились на его голову. Один из сыновей Давидовых, Авессалом, убил брата своего Аммона. Давид дал сильно почувствовать Авессалому свой гнев за такое преступление, но это не только не исправило виновного, а еще более ожесточило его. Авессалом возымел преступную мысль свергнуть своего отца с престола. Долго и хитро приготовлялся этот план. Сторону Авессалома принял один из знатнейших советников Давида, Ахитофел. Авессалом многим нравился уже и тем, что от природы одарен был красотою, а сверх того, он успел привлечь к себе народ хитростью и коварством. Давид давно знал об этом, и потому, когда вдруг пришла весть в Иерусалим, что Авессалом провозглашен царем в Хевроне, он, во всякое другое время бывший неустрашимым, при этом известии упал духом и воскликнул: «Убежим, ибо нет нам спасения от Авессалома! Бегите скорее, чтобы он не ускорил нас и чтобы самый город не пострадал за нас!» Царь отправился пешком через поток Кедронский и с плачем направил свои стопы к горе Масличной; с ним шли и спутники его, молча оплакивая судьбу любимого царя своего. На дороге один из родственников Сауловых, по имени Семей, бросал камнями в несчастного царя и поносил его бранными словами. Авесса, раздраженный такою дерзостью, хотел отрубить голову Семею, но Давид сказал ему: «Оставьте его! Пусть проклинает меня, ибо Господь повелел ему проклинать меня!» Давид удалился в Манаим, Авессалом же занял царский престол в Иерусалиме и считал себя уже в такой безопасности, что ему как будто стоило только приказать – и он мог иметь своего отца в руках живым или мертвым. Между тем, вокруг Давида вскоре собралось столько верных из всей страны, что, когда дошло до сражения, он мог противопоставить мятежному сыну многочисленное и хорошо устроенное войско. Впрочем, сам Давид не принимал участия в этой битве, а поручил предводительствовать войском полководцу своему Иоаву. Больно было его родительскому сердцу при одной мысли, что его преступный сын может пасть нераскаянным в битве, а потому Давид во услышание наказывал полководцам: «Пощадите мне сына моего Авессалома!» Мятежники потерпели совершенное поражение. Сам Авессалом своими прекрасными чрезвычайно длинными волосами на бегу зацепился за ветви дуба, и когда мул, на котором он сидел, выбежал из-под него, повис на дереве. Один из воинов, видевший его висящим таким образом, сказал о том главнокомандующему. «Зачем же ты не убил его тотчас?» – вскричал Иоав. Но тот отвечал: «Если бы ты положил мне на руку даже тысячу серебряных монет, и тогда я не поднял бы руки моей на сына царева, ибо во услышание всех нас заповедал царь тебе и всем полководцам, говоря: "Сохраните мне сына моего Авессалома"». «Мне нечего долго говорить с тобою!» – сказал Иоав и, взяв три стрелы, пошел и поразил ими Авессалома в сердце.

И самая весть о победе не обрадовала Давида, когда он услышал, что сын его убит. Долго плакал он и восклицал: «Сын мой Авессалом! Сын мой! Кто даст мне смерть вместо тебя? Лучше бы мне умереть вместо тебя, сын мой!» Но в Иерусалиме, равно как и во всем Израиле, весть о победе Давида произвела всеобщую радость. Мужи иудейские с торжеством вышли во сретение Давиду. Сам Семей повергся в прах и просил униженно о прощении. При радостных восклицаниях всего народа Давид снова вступил в свою столицу.

42 Моровая язва во Израиле

Со смертью Авессалома не совсем еще прекратился дух возмущения в народе. Сперва поднял бунт один из колена Вениаминова, по имени Савей. «Что нам в Давиде? – кричал он. – Каждое колено может управляться само по себе!» Но Иоав успел скоро усмирить этот мятеж. Затем дух непокорности снова показался в самом доме Давидовом. Иоав замышлял было вместо престарелого Давида провозгласить царем сына его Адонию; но, чтобы разрушить этот план, Давид поспешил провозгласить царем младшего сына своего Соломона, который и был торжественно помазан на царство вместо отца своего.

Но воцарению Соломона предшествовало еще одно тяжкое наказание, посланное от Бога на дом Давидов. Подстрекаемый гордостью и искушаемый славолюбием, Давид вздумал сосчитать народ свой. Он забыл, что Господь обещал умножить Израиля, как звезды небесные. Для сей цели Давид приказал главнокомандующему своему Иоаву учредить всеобщую народную перепись. Вначале Иоав воспротивился было этому повелению, но воля царская была неизменна, и он должен был более десяти месяцев трудиться над составлением полной переписи народа по коленам. Когда же, утомившись этим делом, Иоав воротился в Иерусалим и представил царю отчет в трудах своих, сердце Давида возмутилось и он начал раскаиваться в своем предприятии. Но было уже поздно.

К Давиду является пророк Гад и говорит ему от имени Бога: «Так говорит Господь: три зла наведу Я на тебя, избери себе одно из них, и то сотворю с тобою. Или придет голод на землю твою на три года; или ты будешь три месяца в бегстве и гонении от врагов твоих; или три дня будет моровая язва по всей земле твоей!» Давид отвечал: «Тяжки мне все три наказания, но лучше пусть впаду я в руки Господни, ибо велики щедроты Его, а не в руки человеческие!» Тогда Господь послал язву на страну от Дана и до Вирсавии: семьдесят тысяч человек пало жертвою оной. Ангел гнева Божия простер уже руку свою и на Иерусалим, но Давид возопил к Господу: «Я согрешил! Я пастырь, зло сотворивший, а сии овцы что сделали? Да падет рука Твоя на меня и на дом отца моего!» Тогда Господь смягчил гнев Свой и сказал Ангелу истребителю: «Довольно! Опусти теперь руку твою!» В это время Давид увидел Ангела над гумном Орны иевуссеянина. Посему, воздвигнув на этом самом месте алтарь, он принес на нем жертву Господу – и язва прекратилась.

При жизни своей Давид поставил народу судей из левитов, числом до шести тысяч; прочих же левитов, согласно с законом Моисеевым, определил на службу в храме, разделив их на двадцать четыре класса, каждый в тысячу человек; также учредил хор певчих при богослужении, состоявший из четырех тысяч человек, в числе коих были знаменитые певцы и сочинители псалмов, каковы, например, Асаф, Идифум и Еман.