Archpriest John BAZAROV: BIBLE HISTORY

Когда совершилось крещение и Иисус вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него; вместе с тем слышен был и глас с небес, который говорил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем все Мое благоволение».

Потом Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола, где и пробыл сорок дней, не вкушая ничего. Но по истечении сорока дней Он взалкал, тогда приступил к Нему искуситель и сказал: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами». Иисус же отвечал: «Есть в писании: не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом диавол берет Его в Святой град и, поставив на кровле храма, говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз! Ибо в писании сказано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Но Иисус сказал ему: «Писание также говорит: не искушай Господа Бога твоего!» После сего возвел Его диавол на одну высокую гору и, показав Ему оттуда вдруг все царства мира и славу их, сказал: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне!» Но Иисус говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ибо в писании сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Тому Единому служи!» Тогда диавол, испытав над Ним все способы искушения, отступил от Него, и тут же приступили к Нему Ангелы и стали служить Ему.

7. Призвание Апостолов. Чудо на браке в Кане

В один день Иоанн Креститель стоял у Иордана и двое из учеников его с ним. Увидев идущего Иисуса, он сказал им: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» Услышав эти слова, оба ученика его пошли за Иисусом. Иисус же, обратясь к ним, сказал: «Чего вы ищете?» Они отвечали: «Учитель! Где живешь Ты?» Он говорит им: «Придите и посмотрите». Они пошли с Ним и пробыли у Него целый тот день. Это были Андрей и Иоанн. Андрей вскоре находит брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию!», и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал ему: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа (или Петр, что значит камень)». На другой день Иисус находит Филиппа и говорит ему: «Иди за Мною!» Филипп встречает Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил отвечал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп же говорит ему: «Приди и посмотри!» Иисус, увидев идущего к Себе Нафанаила, говорит о нем: «Вот прямо израильтянин, в котором нет лукавства!» Нафанаил говорит Ему: «Почему Ты меня знаешь?» Иисус же сказал ему в ответ: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, Я видел тебя, как ты был под смоковницею». Тогда Нафанаил воскликнул: «Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» Иисус же сказал ему: «Ты веруешь потому, что Я тебе сказал, как видел тебя под смоковницею; увидишь более сего».

Спустя три дня после этого был брак в Кане Галилейской, на котором была Матерь Иисуса. Был также зван на брак и Сам Иисус, и ученики Его. Во время брачного пира у хозяев не достало вина, и когда Мария сказала о том Сыну Своему, то Он отвечал: «Еще не пришел час Мой». Мария же сказала служителям: «Что Он повелит вам, то и сделайте». Тут стояли шесть каменных сосудов, вмещавших ведра по два или по три воды. Вот Иисус и говорит слугам: «Наполните водоносы водою». И они наполнили их до верха. «Теперь почерпните и поднесите распорядителю пира». И сделали так. Распорядитель пира, отведав поднесенное ему, нашел, что то было самое лучшее вино, а потому, подозвав к себе жениха, сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, и когда уже довольно пили, тогда – худшее, а ты хорошее вино берег доселе». Это было первое чудо, которое сотворил Иисус перед народом и в котором Он явил славу Свою. Тогда уверовали в Него ученики Его.

8. Изгнание торгующих из храма и беседы с Никодимом

Перед наступлением Пасхи Иисус Христос пошел в Иерусалим. Здесь, войдя во храм, Он нашел, что в нем происходит настоящий торг. Тогда, сделав бич из веревок, Он начал выгонять овец и волов, а вместе с ними и продавцов; рассыпал деньги меновщиков и столы их опрокинул, говоря при этом: «В писании сказано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли!» Но иудеи, вступив с Ним в спор, стали говорить: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» На это отвечал им Иисус: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иисус Христос говорил о храме тела Своего, а они думали о храме иерусалимском и еще сильнее стали спорить с Ним.

Впрочем, многие при этом уверовали в Иисуса Христа и между прочими один из начальников иудейских по имени Никодим. Но, боясь показать явно свою веру, он пришел к Иисусу ночью, чтобы побеседовать с Ним. В этой беседе Иисус Христос говорил ему о духовном возрождении, а когда тот не понимал этого, Иисус Христос сказал ему: «Ты учитель Израилев и этого не знаешь! Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие. Не дивись этому. Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа».

9. Смерть Иоанна Крестителя

Из Иерусалима Иисус Христос пошел с учениками Своими к Иордану, где Иоанн продолжал еще крестить приходивших к Нему. Услышав, что ученики Христовы также крестят, Иоанн сказал народу, что теперь дело его кончено и что настает время проповеди и служения Самого Мессии. И действительно, скоро после этого Иоанн был заключен в темницу и потом предан смерти. Вот как это случилось.

Царь Ирод преступным образом отнял у брата своего Филиппа жену его Иродиаду и жил с нею беззаконно. Иоанн смело и сильно укорял его за такое нарушение закона. Раздраженный Ирод хотел было умертвить Иоанна, но, боясь народа, который почитал Иоанна как пророка, бросил его в темницу, где он долгое время и находился в заключении. Однако же Иродиада не удовлетворилась этим и всячески искала смерти пророка. Случай к тому скоро представился. Раз Ирод, празднуя день своего рождения, сделал большой пир, на котором плясала дочь Иродиады и своею пляскою так угодила Ироду, что он с клятвою обещался ей исполнить все, чего только она ни попросит от него. Она, по наущению матери своей, подошла к Ироду и сказала: «Дай мне здесь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Услышав это, царь опечалился, но, не желая нарушить клятвы и стыдясь пировавших с ним, велел дать ей, чего она просила, и послал в темницу отсечь голову Иоанну. Отсеченную голову пророка на блюде поднесли девице, и она отнесла ее к своей матери. Ученики же Иоанна, взявши обезглавленное тело его, погребли, потом пошли и возвестили об этом Иисуса Христа.

10. Жена-самарянка

На обратном пути из Иерусалима в Галилею Иисус проходил через Самарию. Подошедши к одному самарийскому городу, называемому Сихарь, близ которого находился колодезь Иакова, Он почувствовал усталость от пути и сел отдохнуть у колодезя. Ученики же Его пошли в город купить пищи. Между тем, приходит к колодезю за водою одна жившая в том городе самарянка. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить». Но так как иудеи избегали всякого сообщения с самарянами, то эту женщину очень удивила такая просьба, иона сказала: «Как Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?» На это Иисус отвечал ей: «Если бы ты знала, Кто таков Тот, Кто просит у тебя пить, ты сама стала бы просить Его, и Он дал бы тебе воды живой. И кто испиет отводы, которую Я дам ему, тот не возжаждет вовек». Женщина не поняла, что Иисус говорит о воде духовной, а потому обратилась к Нему с такою просьбою: «Господи! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Но Иисус говорит ей на это: «Пойди, позови мужа своего и приди сюда». Женщина отвечала: «У меня нет мужа». Тогда Иисус сказал ей: «Правду сказала ты, ибо имела пять мужей, да и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе». Тогда самарянка заметила, что Он был не простой человек, если так подробно знал самые сокровенные обстоятельства ее жизни, и тотчас же пришла к мысли, не пророк ли Он, а потому не может ли сказать ей истину насчет давнего спора: которое из двух исповеданий вернее – иудейское или самарийское? С этою мыслью она тотчас же обратилась к Иисусу с вопросом: «Господи, я вижу, что Ты пророк. Отцы наши издавна поклонялись на этой горе (Харизим), а вы, иудеи, говорите, что в Иерусалиме находится место, где должно поклоняться Богу. Скажи: кто прав?» Иисус отвечал ей: «Поверь Мне, что наступает время и настало уже, когда истинные поклонники (иудеи ли то или самаряне) будут поклоняться Отцу в духе и истине. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Тогда женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, а когда Он придет, то изъяснит нам все». На это Иисус говорит ей: «Это Я, говорящий с тобою!» Услышав это, самарянка оставила водонос свой и, побежав в город, сказала людям: «Пойдите, посмотрите человека, который сказал мне все, что я ни сделала! Не Он ли Христос?» Жители Сихаря, услышав проповедь Иисуса, так были поражены ею, что стали просить Господа остаться с ними, и Он пробыл у них два дня. Тогда многие уверовали в Него, а женщине той говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он воистину Спаситель мира, Христос».

11. Чудесный лов рыбы